«Принимая во внимание, что в будущем Литва будет нуждаться в гарантиях поставок СПГ, и с учетом интересов энергетической безопасности мы выбрали вариант, который обеспечивает наивысший экономический эффект и который является наиболее устойчивым в долгосрочной перспективе», – сказал министр энергетики Литвы Жигимантас Вайчюнас.
Ранее, весной этого года, Poyry Management Consulting провела по заказу литовского правительства оценку предпочтительного варианта: аренда на 10 лет, на 20 лет или полный выкуп. Эксперты консалтинговой фирмы пришли к выводу, что выкуп базового судна будет оптимальным решением. По их оценке, это может обойтись в 120-160 млн евро, сообщает LNG World News.
Клайпедский регазификационный терминал начал свою работу в декабре 2014 года, инвестиции в проект составили 101 млн евро. Согласно контракту с Hoeg LNG, Литва ежегодно должна платить за аренду базового судна 56 млн евро в течение 10 лет.
Таким образом, за этот срок Вильнюс выплатит 560 млн евро, что небогатую Литву не очень устраивает. Однако право выкупа прибалтийская страна получит только в 2024 году. В 2015 году Вильнюс попытался договориться с Hoeg LNG о досрочной покупке судна, однако норвежская компания ему отказала.
А между тем в первом полугодии 2018-го объемы регазификации на Клайпедском терминале в Литве снизились на 7,2% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Доходы от продаж в первом полугодии снизились также на 7,2% до 32,46 млн евро.
Снижение закупок сжиженного газа компания объясняет ростом мировых цен на СПГ. Соответственно, растут внутренние цены на «голубое топливо», и потребители Балтии отказываются покупать столько же газа, сколько ранее.
Тем не менее, власти Литва все еще надеются, что убыточный пока Клайпедский СПГ-терминал в конце концов станет прибыльным. Некоторое время назад Вильнюс убедился в крахе своих надежд сделать Литву региональным газовым хабом. Потребители Латвии и Эстонии совсем не спешат выстраиваться в очередь за литовским газом.
Низкие цены на «голубое топливо» из России, особенно с учетом невысокой стоимости трубопроводных поставок, стали слишком большим искушением для соседей Литвы, чтобы они отказались от контрактов с «Газпромом». А норвежский СПГ все еще стоит существенно дороже, не говоря уже об американском.
В попытке сделать проект экономически осмысленным Klaipedos Nafta построила распределительную СПГ-станцию для перегрузки сжиженного газа на автотранспорт без регазификации. Компании даже удалось заключить контракт на поставку СПГ с польской Duon, но больших оборотов это не принесло.
А в весной этого года Klaipedos nafta и литовский импортер газа Lietuvos duju tiekimai подписали меморандумы о сотрудничестве с американским СПГ-экспортером Freeport LNG. Правда, пока что Freeport LNG не может поставлять сжиженный газ в Литву, компания только еще переоборудует свой терминала для импорта СПГ в терминал для сжижения газа и его экспорта.
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости
|