“По решению правительства разрешено будет судам другой постройки проходить, потому что весь типаж судов мы не в состоянии сразу будем перекрыть. Я считаю, что здесь нет никаких антирыночных мер. Это нормальная защита российского производителя, и она должна стимулировать загрузку, в том числе и “Звезды”, — сказал Борисов.
Он напомнил, что США ввели аналогичные меры еще в 1920-х годах. “При перевозке в Америке в прибрежных водах только суда, построенные в Америке, под американским флагом могут там ходить. Северный морской путь — это чисто российские прибрежные воды, мы защищаем своих судовладельцев в этом плане”, — подчеркнул Борисов.
Вице-премьер имеет в виду Закон о торговом флоте от 1920 года, больше известный как “закон Джонса”. Он гласит, что каботажные перевозки в водах Соединенных Штатов можно производить исключительно на судах, построенных на американских верфях, принадлежащих американским гражданам, с экипажем, состоящим только из американцев, и под флагом США.
Стоит отметить, что в Соединенных Штатах уже давно звучат призывы отменить этот закон. Исследование Института Като в Вашингтоне показывает, что он приводит лишь серьезным расходам, не давая почти никакой выгоды. Кроме прочего, например, из-за «закона Джонса» жизнь на Гавайях в полтора раза дороже, чем могла бы.
В России же введение аналогичного запрета ударит, прежде всего, по НОВАТЭКу. Дело в том, что обслуживать его проект «Ямал СПГ» способны только ледокольные СПГ-танкеры класса Arc-7, способные самостоятельно преодолевать льды до двух метров толщиной. 15 таких танкеров были заказаны на южнокорейских судоверфях, и пять из них уже занимаются перевозкой сжиженного газа из порта Сабетта на европейские терминалы.
Оставшиеся 10 будут спущены на воду в ближайшие три года, но из-за нового запрета НОВАТЭК не сможет ими пользоваться, как и имеющимися пятью. А российские судоверфи пока построили ни одного такого танкера, так что «Ямал СПГ» попросту останется без транспорта и вынужден будет прекратить работу.
Правда, НОВАТЭК заказал аналогичные ледокольные СПГ-танкеры на судостроительном комплексе «Звезда». Однако вряд ли эта верфь сможет быстро построить необходимое количество газовозов.
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости
|