Ледокольным газовозам проекта «Ямал СПГ», как оказалось, до сих пор не разрешили каботаж сжиженного газа по Северному морскому пути, поскольку они принадлежат иностранным владельцем. А ранее поступала информация, что эта проблема устранена.
«Сегодня не решено. Я недавно соответствующий документ подписывал, мы поддерживаем предоставление НОВАТЭКу возможностей каботажа до того, как они смогут построить суда на российских верфях», – рассказал на пресс-конференции вице-премьер, полпред президента России в ДФО Юрий Трутнев.
«Но головным здесь является Минтранс, у них есть соответствующий вице-премьер Акимов, я знаю, что на его уровне проходят совещания, пока они этот вопрос не решили. Я тоже, если замедление будет продолжаться, буду как-то вмешиваться”, — отметил Трутнев.
Напомним, с 30 декабря прошлого года вступили в силу поправки к Кодексу торгового мореплавания РФ (КТМ) в части создания Российского открытого реестра судов. Они запрещают каботаж по СМП судов иностранного производства и принадлежности.
В результате перевозить сжиженный газ по СМП получили право только газовозы под российским флагом и с российским экипажем. Причем еще в августе прошлого года НОВАТЭК обратился в Минтранс с просьбой разрешить компании каботажные перевозки СПГ по Севморпути судами не только под флагом России.
Глава “Новатэка” Леонид Михельсон тогда пояснял, что принятые поправки не позволяют использовать 14 из 15 газовозов “Ямал СПГ” для каботажа между Сабеттой и планируемыми к строительству комплексами по перевалке СПГ в Мурманске и на Камчатке без соответствующего разрешения правительства России. Терминал в Мурманске “Новатэк” рассчитывает построить раньше 2022 года, а на Камчатке — примерно к 2022 году.
В начале декабря глава Минтранса Евгений Дитрих заявил, что танкерам Arc7 проекта “Ямал СПГ” вскоре могут разрешить каботаж сжиженного природного газа по Севморпути, поскольку эти суда были заложены еще до принятия закона, запрещающего каботаж под иностранным флагом. Он отмечал, что соответствующее распоряжение согласуется и до конца года будет внесено в правительство.
Позднее замглавы Минтранса Юрий Цветков сообщил, что ведомство также предлагает выдать разрешение флоту проекта на три года в качестве переходного периода, пока не будут построены отечественные суда или перефлагированы иностранные.
Пока что с вводом поправок у НОВАТЭКа есть только один вариант сохранить свои газовозы — зарегистрировать их в России. Российский открытый реестр судов (РОРС) позволяет зарегистрировать судно, принадлежащее иностранной компании, и получить право использования российского флага.
Иностранные собственники ранее не имели возможности зарегистрировать принадлежащее им на праве собственности судно ни в одном из российских судовых реестров.
Право плавания под государственным флагом РФ предоставляется российским физическим и юридическим лицам, которым судно принадлежит на праве собственности или зафрахтовано последними, по договору бербоут-чартера (договор фрахтования, согласно которому судовладелец передает фрахтователю судно без экипажа на условиях аренды, в течение которой фрахтователь является временным владельцем судна и несет все расходы по его эксплуатации).
Закон также вводит новшество, согласно которому с 1 января 2019 года на судах, зарегистрированных в РОРС, иностранные граждане и лица без гражданства смогут занимать должности командного состава, за исключением должности капитана судна и старшего механика. В настоящее время должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста могут занимать исключительно граждане Российской Федерации.
Вводимый законом судовой реестр будет вестись капитаном морского порта Калининград и капитаном морского порта Владивосток. Соответственно, регистрация судов в РОРС будет возможна исключительно в этих портах.
Реализация права на регистрацию судна, принадлежащего на праве собственности иностранному физическому или юридическому лицу в РОРС, будет возможна при условии, что судно зафрахтовано по договору бербоут-чартера юридическим лицом, зарегистрированным в соответствии с федеральным законом “О международных компаниях”.
Как и государственную регистрацию в Российском международном реестре судов (РМРС), регистрацию в РОРС необходимо будет ежегодно подтверждать. Однако размер государственной пошлины за государственную регистрацию и ежегодное подтверждение Налоговым кодексом РФ, говорят опрошенные агентством эксперты, в настоящее время не установлен. Представители российских судоходных компаний полагают, что размер государственной пошлины будет рассчитываться по аналогии с РМРС.
Порядок регистрации судна в РОРС не будет существенно отличаться от регистрации в РМРС или бербоут-чартерном реестре. Судовладельцу необходимо будет предоставить свидетельство, подтверждающее исключение судна из иностранного судового реестра, правоустанавливающие документы на судно, корпоративные документы сторон сделки, доказательства уплаты государственной пошлины.
Кроме того, поскольку первое время суда будут регистрироваться в РОРС впервые, судовладельцам необходимо будет проходить процедуру идентификации, проводимую Российским морским регистром судоходства. Судовладельцы смогут зарегистрировать судно в РОРС на определенный срок с правом последующего продления или без установления срока регистрации судна.
Если судно будет предоставлено по договору бербоут-чартера, то срок регистрации судна в РОРС не может превышать срок действия такого договора или срок, на который приостановлено право плавания данного судна под флагом иностранного государства. При возникновении коллизии вышеуказанных сроков будет учитываться наименее продолжительный их них.
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости
|