Негативный новостной фон вокруг отношений Москвы и Анкары, стартовавший с убийства главы дипмиссии РФ Андрея Карлова, продолжился сегодня утром сообщениями о национализации главного актива "Газпрома" в республике — компании Akfel Holding.
Akfel Holding является крупнейшим частным импортёром российского голубого топлива в Турции. Его доля составляет более 20%. Бизнес контролирует влиятельная в стране семья Балтаджи. Правда, после случившейся летом попытки госпереворота её позиции сильно пошатнулись. Осенью этого года по подозрению в связях с организацией проживающего на территории США общественного деятеля Фетхуллаха Гюлена, которого официальная Анкара называет главным идеологом неудавшегося июльского путча, был арестован один из боссов Akfel Мурад Абдуррахман Балтаджи.
А в начале декабря турецкие власти начали процедуру национализации предприятия. Основанием для него стал декрет № 674, изданный сразу после подавления переворота. В документе была прописана возможность "брать под контроль компании, подозреваемые в финансировании организации FETÖ". Именно её главой является уже упомянутый Фетхуллах Гюлен.
Под действие декрета попал и Akfel. К полному неудовольствию "Газпрома". Что неудивительно, ведь российская госмонополия вместе со своей дочкой "Газпромбанком" владеет в турецкой компании долями. Ещё 6 декабря было объявлено о переходе холдинга под контроль официальной Анкары и смене состава совета директоров. Тогда эта новость особого ажиотажа в России не вызвала. Ведь статус газпромовских инвестиций был неясен. Сегодня же, на следующий день после убийства российского посла в Анкаре, со ссылкой на свои источники "Коммерсант" сообщил о том, что "выполнять функции акционеров Akfel" будет турецкий Фонд страхования вкладов (TMSF).
Сообщается, что глава "Газпрома" Алексей Миллер поднимал этот болезненный для своей корпорации вопрос на встрече с премьером Турции Бинали Йылдырымом, который приезжал в Москву аккурат 6 декабря. Однако предметных пояснений по этому вопросу российская сторона тогда так и не получила. До вчерашнего дня переговоры с турецким Минэнерго, которым, кстати, руководит Берат Албайрак, зять президента Реджепа Тайипа Эрдогана, находились по большей части в экономической плоскости с небольшой внутриполитической "наценкой". Поэтому в ситуации с Akfel вряд ли стоит искать какую-то антигазпромовскую или антироссийскую подоплёку. С этим согласен и директор Фонда энергетического развития России Сергей Пикин:
— Что касается ситуации с Akfel, то тут стоит понимать — о национализации речь всё же не идёт, — сказал эксперт — Тут речь скорее об изменении системы контроля за компанией. Это всё внутриполитические события в Турции, связанные с той шумихой, которая была там летом этого года.
Однако вчерашняя трагедия на фотовыставке "От Калининграда до Камчатки" в центре современного искусства в Анкаре способна наложить отпечаток на риторику турецких властей в этом споре с "Газпромом". Обвинять Эрдогана в организации убийства посла РФ было бы полной глупостью. Тут речь скорее идёт о некоторых политических просчётах "джумхурбашкана", таких как заигрывание с исламистами. Турция с начала ХХ века и до сегодняшнего времени искусно лавировала меж великих держав, отстаивая свои национальные интересы. Подобную дипломатию пытается вести и Эрдоган. Несмотря на ряд весьма болезненных противоречий в двусторонних отношениях, Россия для Турции является одним из важнейших экономических партнёров.
Стоит вспомнить хотя бы недавно ратифицированный на всех уровнях проект "Турецкий поток" или строительство в республике АЭС "Аккую". Про основную статью дохода страны — туризм — даже не стоит упоминать. Поэтому Эрдоган сейчас с большой долей вероятности постарается насколько это возможно разрядить ситуацию и, возможно, пойдёт Москве на ряд экономических уступок. Конечно же, речь идёт о тех шагах, которые не идут вразрез с интересами Анкары.
Думается, вопрос по Akfel и "Газпрому" — как раз из разряда таких, по которым можно договориться. У российской компании есть миноритарный пакет в холдинге, а также пока не одобренный турецкими властями опцион на покупку 50% доли в Akfel Gas. Если говорить об интересах Анкары, то они заключаются хотя бы в пролонгации полученной в апреле 2016 года скидки на газ. Её действие, к слову, истекает в 2017-м.
Для справки:
Крупнейшими структурами под управлением Akfel Holding являются Akfel Gas (соглашение с “Газпромом” на поставку 2,25 млрд кубометров газа в год), Avrasia (0,5 млрд) и Enerco (2,5 млрд). На компании группы братьев Балтаджи приходится порядка 55% поставок российской госмонополии турецким импортёрам-частникам и более 20% общих поставок голубого топлива в Турцию. По расчётам экспертов, годовая выручка Akfel от "газовой" деятельности составляет порядка $400–500 млн.
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости
|