“Со стороны ЕС был проявлен большой интерес к строительству Транскаспийского газопровода и поставкам туркменского природного газа на европейский рынок. Участники переговоров со стороны Евросоюза выразили готовность содействовать привлечению инвестиций в реализацию этого важнейшего энергетического проекта”, — рассказал на совещании с президентом Туркменистана вице-премьер правительства по ТЭК Мыратгелди Мередов.
Президент Гурбангулы Бердымухамедов, заслушав отчет, отметил, благодаря принятию Конвенции о правовом статусе Каспийского моря создана необходимая правовая база по прокладке газопровода: “Теперь для реализации этого востребованного жизнью проекта нужны только согласие сторон-участниц проекта и экологическая экспертиза, отвечающая строгим международным требованиям”.
Однако именно этот момент и может стать камнем преткновения для проекта Транскаспийского газопровода. Как заявил недавно посол по особым поручениям Министерства иностранных дел РФ Игорь Братчиков, прокладка трубопроводов по дну Каспийского моря исключена, если против этого возражает любая из прикаспийских стран.
“Дело в том, что в “трубопроводной”, назовем ее так, статье конвенции говорится, что стороны могут прокладывать магистральные трубопроводы при условии соответствия их проектов экологическим требованиям и стандартам, закрепленным в договорах, участницами которых они являются, в том числе Рамочной конвенции о защите морской среды Каспийского моря и соответствующих протоколов к ней”, – рассказал дипломат.
Братчиков пояснил, что Протокол об оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) в трансграничном контексте “закрепляет право каждого из пяти государств участвовать во всесторонней экологической экспертизе, причем еще на этапе проектирования такой морской деятельности, которая может затронуть природную среду Каспия и нанести ей ущерб”.
“Понятно, что проекты переброски углеводородов с одного берега на другой автоматически попадают под действие этого протокола”, — отметил посол.
“Такое развитие событий исключают как собственно конвенция о правовом статусе Каспия, так и упоминавшаяся рамочная конвенция о защите морской среды. Стороны просто обязаны договариваться и “урегулировать споры путем консультаций, переговоров или другими мирными средствами”. Сколько бы времени у них это ни заняло. Уверен, что ни одна сторона не будет руководствоваться конфронтационной логикой и действовать напролом”, — считает Братчиков.
Транскаспийский газопровод между туркменским и азербайджанским побережьем Каспия необходим для подключения Туркмении к Трансанатолийскому газопроводу (TANAP). Газопровод TANAP предусматривает поставку газа из Азербайджана через Грузию и Турцию к греческой границе, где его продолжением станет Трансадриатический газопровод (TAP) в Южную Европу.
Туркменистан рассчитывает поставлять в ЕС с помощью Транскаспийского газопровода 30 млрд кубометров «голубого топлива» в год в течение 30 лет. Однако, несмотря на поддержку Евросоюза, среднеазиатская страна может не получить такой возможности из-за позиции России, которая не захочет создавать конкурента своему «Турецкому потоку».
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости
|