Переговоры российского «Газпрома» и Еврокомиссии (ЕК) по антимонопольному расследованию проходят достаточно успешно, хотя и довольно сложно. Если российскому газовому холдингу удастся окончательно разобраться с ЕК, то основное препятствие для реализации проекта строительства газопровода «Северный поток-2», который должен пройти по дну Балтийского моря, будет окончательно снято. Урегулирование спора подтвердит его коммерческий, а не политический характер.
Собственно, к этому, увеличению импорта российского газа, уже и начали готовиться операторы газотранспортных систем Европы. Однако свои «пять гривен» пытается вставить Украина, которая рассчитывает убедить европейцев заблокировать этот проект и оставить все так, как есть – то есть по-прежнему прокачивать российский газ через украинскую ГТС. В свою очередь Украина готова отдать в управление западным компаниям свою ГТС – хоть и очень старенькую, изношенную, но пока еще функционирующую. Правда, модернизация украинской ГТС может обойтись в кругленькую сумму – примерно 9 млрд долларов, что делает эту цену сопоставимой со строительством “Северного потока-2”. Но для этого нужно на максимально дальний срок отодвинуть строительство газопровода «Северный поток-2», чтобы основные объемы российского газа транспортировались именно через ГТС Украины. При этом ни одна из российских компаний не должна быть допущена к ее управлению – якобы это противоречит нынешнему украинскому законодательству.
“Газпрому” пришлось пойти на беспрецедентные уступки, чтобы в досудебном порядке попытаться урегулировать европейское антимонопольное расследование, которое уже длится несколько лет – оно началось еще до 2014 года, когда особенно обострились отношения РФ и Запада в результате украинского кризиса. Российский газовый холдинг долго сопротивлялся, но в итоге все-таки сдался и разрешил перепродавать свой газ европейским покупателям в пределах Евросоюза. ЕК с удовлетворение приняла решение “Газпрома” и сегодня рассматриваются уже замечания и предложения стран-членов ЕС, чтобы принять окончательное решение. Пока особенно сильно беснуются лишь Польша и прибалтийские страны, выступающие резко против проекта «Северный поток-2» – они до сих пор не могут урегулировать свои коммерческие споры с «Газпромом», утверждая, что ранее слишком сильно переплатили «Газпрому» за поставленное «голубое топливо».
В настоящее время европейские газовые операторы планируют создать новые трубопроводные мощности для транспортировки газа по “Северному потоку-2”. Так, немецкая компания-оператор Gascade намерена построить газопровод Eugal, мощность которого составит 48 млрд кубометров газа в год. Он должен стать сухопутным продолжением “Северного потока-2” – как и газопровод Opal для уже действующего «Северного потока-1». Ранее сообщалось, что этот проект уже одобрен и имеет окончательное инвестрешение. Что характерно: план строительства Eugal полностью совпадает с планом реализации проекта по строительству газопровода “Северный поток-2”. А участвовать в этом проекте выразили желание многие европейские операторы, что в очередной раз подтверждает факт того, что европейский бизнес понимает, что российский проект все-таки будет реализован.
Украина же пока тщетно пытается передать в «хорошие европейские руки» свою старенькую ГТС, но вопрос по-прежнему открыт: кому она будет нужна, если «Северный поток-2» все-таки будет построен, несмотря на мощное противодействие этому целого ряда достаточно сильных политических игроков? Ранее глава “Нафтогаза” Андрей Коболев заявил, что якобы уже определен банк для оформления передачи ГТС в управление международного консорциума, однако сам банк назван не был. Правда, на Украине утверждают, что речи о продаже ГТС не идет, поскольку форма управления газотранспортной системой будет или лизинг, или концессия.
На Украине сегодня уже признают, что можно сколько угодно говорить о своей энергетической независимости от России (Киев с 2015 года не покупает российский газ, а импортирует его же по реверсным схемам), но за газ приходится переплачивать – напрямую у «Газпрома» покупать было бы дешевле. Но по политическим мотивам этого не делается. С другой стороны, на этом неплохо зарабатывают некоторые украинские финансовые кланы. Так, если верить данным украинской таможни, то крупнейшим поставщиком газа на Украину в настоящее время является Швейцария. Но, конечно же, не сама «безгазовая» Швейцария, зарегистрированные в этой стране посреднические компании.
Российский транзит газа для Украины чрезвычайно важен не только потому, что можно оказывать давление на Брюссель, жалуясь все время на Россию, но и потому, что в случае его прекращения Киев потеряет порядка 3 млрд долларов в год, которые он получает в бюджет за прокачку. Об этом недавно заявил все тот же глава «Нафтогаза Украины» Коболев. Поэтому, несмотря на агрессивную риторику в отношении России, Киев отказываться от транзита российского «голубого топлива» не намерен.
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости
|