Предисловие автора книги: Во время чтения лекций по "Вопросам проектирования систем теплогазоснабжения и котельных" у слушателей возникаеют самые удивительные вопросы. Например: "Почему в современных котельных нет дымососов?", "Почему нужно снижать солесодержание воды для водогрейных котлов?", "Почему и когда в котельных надо ставить экономайзеры?", "Зачем нужны деаэраторы для паровой котельной?", "Можно ли ставить котельную на отм. 85м.?" и другие.
С чем связана такая ситуация? В учебных институтах нет курса проектирования. Современные условия экономического развития привели к крушению практически всех крупных проектных институтов. При этом проектные подразделения созданы в целом ряде монтажных организаций. Опыт проектирования, накопленный годами в проектных институтах, оказался практически потерянным. Современные молодые проектировщики плохо знают, а зачастую просто не умеют работать с нормативной литературой.
Необходимость сохранения преемственности поколений и передачи лучшего и передового, что накоплено российскими специалистами в области теплофикации, а также желание оказать помощь в работе с нормативной литературой и послужило толчком написать данную книгу.
Комментарии:
Не могу согласиться с автором о причинах "удивительных вопросов" на лекциях.
На
мой взгляд это связано с тем, что проектированием котельных занимаются
не подготовленные люди, во многом случайные, не имеющие
профессионального образования. Я по специальности инженер
промтеплоэнергетик, учился в институте, у меня были нормальные
преподаватели, я сам делал курсовые работы в том числе по тепловым
схемам котельных. Рассчитывал эти тепловые схемы, рассчитывал
оборудование котельных, деаэрационные установки и котлы.
Поэтому у
выпускника ВУЗа и даже техникума по теплотехническим специальностям
никогда не возникнет "удивительный вопрос" что такое деаэратор и зачем
он нужен.
Сегодня среднее и высшее образование имеет низкое качество,
а зачастую вообще никакого. В ВУЗах учатся люди не знающие таблицу
умножения, дроби, не говоря уже о высшей математике.
Не знают физики и
химии. Я не вижу смысла в издании таких книг как "Котельные установки
для чайников". Что напроектируют эти люди не знающие гидравлики,
теплотехники.
Одна надежда на программы. Но результаты расчёта нужно уметь оценить, а ещё правильно задать исходные данные.
Крупные
институты развалились не в результате того, что они не выдержали
конкуренции, а в результате проведения политики на развал этих
институтов.
Не думаю, что люди задающие "удивительные вопросы"
смогут сохранить преемственность поколений и передать лучшее и
передовое. Они будут порождать невежество и себе подобных.
По котельным установкам и теплотехнике имеется множество литературы и пособий справочников. К сожалению они не переиздаются.
Да
необходимость в современной специальной литературе имеется и я бы с
удовольствием полистал новый справочник проектировщика и котельных
установок, и отопления и вентиляции, газоснабжения.
Если Е.Л. Палей
хочет передать имеющиеся знания и накопленный опыт, то лучше это сделать
на высокопроффесиональном уровне, в расчёте на специалистов
занимающихся проектированием котельных установок.
С уважением! В.С. Горденко ген.директор ООО "Экоинжпроект"
Уважаемый ген. директор В.С.Городенко. Думаю, не вам судить да рядить, кто и чему может/не может научиться - время покажет. Поверочные расчеты котельных агрегатов, тепловых схем, деаэраторов и проч. оборудования носят учебный характер и призваны укрепить теоретические знания по курсам "Техническая термодинамика", "Теория тепло- и массообмена", "Механика жидкости и газа" и др. Зачастую методики расчета привязаны к конструктивным особенностям морально устаревшего оборудования и применяются при конструировании новых образцов! Проектировщик - не конструктор, он применяет готовые решения. По поводу профильного образования... Вы б с удовольствием "полистали" (!) справочник в т.ч. по отоплению и вентиляции. Но вы забываете, что специальность "Промышленная теплоэнергетика" не является профильной для разработки раздела марки ОВ (отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха) - для этого вам придется закончить "Теплогазоснабжение, вентиляция и охрана воздушного бассейна". Для разработки раздела марки ТМ ТЭЦ, мини-ТЭЦ под различным соусом - будьте добры закончить "Тепловые и электрические станции" и т.д.
Честно говоря, вы меня очень удивили во 2й части своего сообщения. Просто у меня образование "Промышленная теплоэнергетика", а у супруга наоборот "Теплогазоснабжение и вентиляция". И я вам убедительно заявляю, что учебные планы там очень похожи. Все вопросы разделов ОВ и ТМ на ПТЭ изучаются исключительно подробно, и с особенным упором именно на ТЭЦ. Разница между ТГВ и ПТЭ состоит только в том, что у ТГВ шифр по классификатору строительный, а у ПТЭ - энергетический. Это подтверждается между прочим и утвержденными профстандартами на проектировщиков различных ТЭС. Образование как ТГВ, так и ПТЭ одинаково приемлемы по ним. Также оба образования перечислены и в Перечне допустимых специальностей для НОСТРОЙ и НОПРИЗ, поэтому ничего не мешает специалисту ПТЭ занять должность ГИПа. Отвечаю вам так подробно, потому что задавалась этим же вопросом несколько лет назад, когда выбирала куда поступать и выбрала ПТЭ. Работаю проектировщиком. Никакой дискриминации по отношению ко мне не встречала. Компетенций достаточно.