«Газпром» завершил строительство 930-километрового морского участка газопровода «Турецкий поток»
По этому случаю президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган встретились 20 ноября в Стамбуле на торжественной церемонии запуска участка газопровода. Дальше предстоит строительство новых веток, и вот тут могут возникнуть сложности – у «Турецкого потока» есть немало противников. Не постигнет ли дорогостоящий проект судьба отменённого ранее «Южного потока»?
Церемония прошла красиво. Прямо в ходе праздника Путин дал команду начать эксплуатацию объекта, а глава «Газпрома» Алексей Миллер распорядился спустить газопровод в воду. Одновременно российский президент поблагодарил турецкого коллегу за «мужество и политическую волю» в реализации проекта, без которых «в условиях растущей конкуренции подобные проекты не реализуются». Тут Путин явно намекнул на проект «Южный поток», остановлённый в 2014 году по инициативе Болгарии после того, как на неё надавил Вашингтон.
Строительство морской части газопровода было начато в мае 2017 года, завершить проект планируется к концу 2019-го. Проект предполагает сооружение двух ниток газопровода мощностью по15,75 млрд кубометров газа в год. По первой ветке «голубое топливо» пойдёт в Турцию, по второй – в страны Южной и Юго-Восточной Европы. И тут «Газпром» рассматривает два варианта маршрута: через Грецию в Южную Италию или через Болгарию в Сербию и Венгрию.
Украина: запоздалая реакция
Встреча Путина и Эрдогана привлекла внимание к проекту украинскую власть. Почему-то для неё она явилась сюрпризом. Возможно, в Киеве надеялись, что президент Турции заморозит проект? Ведь там уже поспешили записать Эрдогана в закадычные друзья, когда тот пообещал никогда не признавать присоединение Крыма к России. Но для Эрдогана дружба, как и вражда, это одно, а деньги – совершенно другое.
Глава украинского Совета по вопросам газовой промышленности и рынка природного газа Леонид Униговский сказал, что теперь Киев должен помешать строительству второй ветки «Турецкого потока», потому что, по его подсчётам, после запуска трубопровода транзит газа через территорию Украины сократится на 12–13 млрд кубометров, а прибыли – на 500 тыс. долларов в год. Другие эксперты оценивают потери Украины в 2 млрд долларов, что составляет 3% годового ВВП страны. Собственно, ни для кого не секрет, что проект и создавался именно с этой целью – обнести газом государство, с которым у Москвы невероятно сложные отношения.
Официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов отметил, что Украина была настолько занята борьбой против «Северного потока – 2», что не заметила, как Россия достроила морскую часть «Турецкого потока». Теперь, по его словам, в Киеве пытаются наверстать упущенное. «Понятно, что по «Турецкому потоку» пойдёт газ, который шёл через Украину, и она от этого потеряет, – говорит Александр Фролов, заместитель гендиректора Института национальной энергетики. – Однако противодействовать строительству второй нитки «Турецкого потока» Украина может в той же степени, в которой она может противостоять строительству «Северного потока – 2», то есть в никакой».
И всё же Униговский считает, что у Киева есть возможность привлечь на свою сторону иностранных партнёров, в том числе Италию, которая сейчас получает через Украину 23 млрд газа ежегодно. Другое дело, что украинская трубопроводная система нуждается в реконструкции. С момента распада СССР в неё не делалось серьёзных инвестиций, всё ограничивалось точечным ремонтом. Москва ещё в 2002 году вела переговоры с Киевом о создании консорциума с функциями управляющей компании, чтобы совместно заниматься этим вопросом. Но дело зашло в тупик.
США и ЕС против контроля Москвы
Несмотря на радужные заявления Путина и Эрдогана, Москва помнит уроки недавней истории. Министр иностранных дел России Сергей Лавров сказал: Россия приступит к продолжению «Турецкого потока» по европейской территории после получения твёрдых гарантий от Евросоюза, что проект не постигнет судьба «Южного потока» – тогда «Газпром» вынужден был списать несколько сотен миллионов евро убытков. Вот и Брюссель против нынешнего проекта: мол, он увеличит зависимость Европы от Москвы. Причём увеличится не только экономическое, но и политическое влияние России. Потому в Евросоюзе наверняка попытаются заблокировать проект. Например, США и ЕС начнут давить на отдельные страны. Уже давно обсуждалась идея запретить им брать кредиты у России на строительство части трубопровода, которая должна пройти по их территории. Значит, бремя расходов придётся целиком нести «Газпрому».
Еврокомиссия до сих пор не озвучила свою позицию по проекту, Америка же давно и открыто выступает против. Министр энергетики США Рик Перри в ходе визита в Киев недавно в очередной раз это подтвердил, сказав: «США продолжают противодействие «Северному потоку – 2» и «Турецкому потоку». По его мнению, нельзя допустить, чтобы Россия укрепила «свой контроль над безопасностью и стабильностью в Центральной и Восточной Европе». Какое невероятное лицемерие! Ведь одна из главных версий, почему США поддержали майдан на Украине, как раз и состояла в желании дестабилизировать транспортировку газа в Европу. Если бы Россия в глазах Старого Света стала нестабильным поставщиком, Штаты легко смогли бы откусить кусок европейского газового рынка и ослабить позиции соперников.
Американцам нужно наращивать объёмы поставок своего СПГ в Европу. Особенно после того, как вследствие торговых войн выпал такой крупный импортёр, как Китай.
В октябре Поднебесная полностью отказалась покупать сжиженный природный газ в США.
«Турецкий поток» тут как бельмо на глазу. Однако, если уж не удастся воспрепятствовать проекту, Вашингтон может пожертвовать Украиной, чтобы сохранить свои рынки. Киеву придётся тогда забыть о помощи заокеанских друзей в реконструкции трубопроводной системы. А те, в свою очередь, будут отговаривать европейцев от инвестиций в украинскую трубу.
Зато вряд ли будет оказываться давление на Турцию – стратегически важного партнёра НАТО и ЕС. А ей этот проект выгоден чрезвычайно: трубопровод «Газпром» строит на свои деньги, а Турция в итоге становится безальтернативным газотранспортным хабом на юго-востоке Европы.
Болгария или Греция?
Остаётся интрига – куда пойдёт вторая ветка «Турецкого потока». Болгар хотелось бы наказать за историю с «Южным потоком», однако маршрут Болгария – Венгрия – Австрия всё-таки предпочтительнее, поскольку позволит использовать уже существующий трансбалканский газопровод в реверсном режиме. Но премьер-министр Греции Алексис Ципрас уже вовсю пытается перетянуть одеяло на себя. Именно с этой целью он летит в Москву 7 декабря. Можно гадать, что он предложит Путину ради продления газопровода по территории своей страны. Хотя стоит отметить, что Афины тоже проштрафились в отношениях с Москвой, показав себя политически ненадёжным партнёром. На фоне неплохих отношений полгода назад вдруг разгорелся шпионский скандал: греки обвинили двух российских дипломатов в незаконной деятельности, выслали из страны, а потом запретили въезд ещё двум гражданам России. Вот и гадай, по отношению к кому более злопамятным окажется Кремль – к грекам или болгарам?
В целом страны, рассчитывающие на газопровод, пока твёрдо поддерживают «Турецкий поток». Недавно премьер-министры Болгарии и Сербии заявили о желании присоединиться к проекту, а министр иностранных дел Венгрии заявил, что ЕС не должен мешать странам Центральной Европы получать голубое топливо, которое будет поступать по новому газопроводу.
КОНКРЕТНО
Оценки «Газпромом» стоимости «Турецкого потока» постоянно меняются. Заместитель председателя правления Андрей Круглов летом 2017 года называл сумму в 6 млрд долларов. Через год цена вопроса выросла до 7 миллиардов. Изначально предполагалось, что на первом этапе «Газпром» профинансирует проект из своего бюджета, а затем возможен выпуск проектных облигаций.
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости
|