Взрывы, которые изменили газовую карту Европы навсегда
Мария Захарова недавно написала в своём телеграм-канале фразу, которая моментально разлетелась по новостям. От убийства Кеннеди до подрывов Северных потоков ничего не расследуется на Западе так же, как и дело Эпштейна, когда в этом замешаны мировые элиты. Сравнение жёсткое, но для людей, которые занимаются газоснабжением, оно звучит особенно горько. Потому что в отличие от других историй, здесь последствия измеряются не только в политике, но и в миллиардах кубометров, евроцентах за киловатт-час и замёрзших батареях европейских домов.
26 сентября 2022 года – день, когда Балтика загудела
В 02:03 и в 19:04 по местному времени сейсмостанции Швеции и Дании зафиксировали два мощных взрыва в исключительной экономической зоне Дании юго-восточнее острова Борнхольм. Ещё два – в зоне Швеции. Все четыре нитки двух газопроводов получили повреждения. Из «Северного потока-2» вытекло около 90 миллионов кубометров газа, из первой нитки «Северного потока-1» ещё больше.
Давление упало с 105 до 7 бар за считанные часы. Пузыри на поверхности достигали километра в диаметре. Датские военные снимали это с вертолётов – картинка облетела весь мир.
Генпрокуратура Швеции уже через месяц заявила – это диверсия, найдены следы взрывчатки. Германия и Дания пришли к тому же выводу. А потом всё постепенно затихло.
Расследования, которые никуда не пришли
Швеция закрыла дело в феврале 2024 года – нет юрисдикции, подозреваемые вне досягаемости. Дания прекратила расследование в августе 2024-го – те же формулировки. Осталась только Германия.
Немецкая генпрокуратура выдала европейский ордер на арест украинского гражданина, бывшего военнослужащего ВСУ, который в 2022 году работал водолазом. По версии следствия, он на яхте Andromeda доставил и заложил взрывчатку. В августе 2024-го его арестовали в Польше, но потом он исчез – по некоторым данным, выехал на Украину.
Верховный суд ФРГ в опубликованном документе написал дословно следующее – весьма вероятно, что диверсия совершена по поручению государства. При этом МИД России сразу заявил – мы не примем за чистую монету версию, что за всем стоит только Киев.
Посол России в Дании Владимир Барбин в феврале 2025 года говорил – рассчитываем, что Россия и Дания в скором времени проведут консультации по досудебным претензиям.
Пока тишина.
Европа без российского трубопроводного газа – как это выглядит в цифрах
Зимой 2022–2023 Европа потеряла 60 миллиардов кубометров российского газа по трубам – это примерно треть всего потребления ЕС в докризисные годы.
Спотовые цены на TTF в августе 2022-го доходили до 340 евро за мегаватт-час. В пересчёте на тысячу кубометров – больше 3000 долларов. Немецкая промышленность останавливала заводы BASF и ThyssenKrupp, французские стекольные предприятия переходили на мазут.
К зиме 2024–2025 картина совсем другая. Поставки российского трубопроводного газа в Европу составляют менее 8 процентов от общего импорта – остальное СПГ и Норвегия. Норвежцы в 2024 году поставили рекорд – 118 миллиардов кубометров. США стали крупнейшим поставщиком СПГ – 56 миллиардов.
Подземные хранилища Европы заполнены сейчас на 95 процентов – максимум за всю историю наблюдений.
Кто больше всех потерял финансово
«Газпром» в 2022 году недопоставил по долгосрочным контрактам около 90 миллиардов кубометров. Потери выручки оцениваются в 60–70 миллиардов долларов. Акционеры Wintershall Dea и Uniper списали инвестиции в «Северный поток-2» – это ещё около 12 миллиардов евро.
Страховщики отказались платить, ссылаясь на военные риски. Nord Stream AG и Nord Stream 2 AG подали иски в арбитражи, но перспективы туманные.
Новые маршруты и новые реалии
Россия перенаправила часть объёмов в Китай – «Сила Сибири» в 2024 году вышла на 38 миллиардов кубометров. Ведутся переговоры по «Силе Сибири-2» через Монголию – ещё 50 миллиардов.
Турция стала крупным хабом – «Турецкий поток» работает на полную, плюс строится газовый хаб для перепродажи в Европу. Ямал СПГ и Арктик СПГ-2 несмотря на санкции отгружают танкеры в Азию и даже иногда в Европу под перевалкой.
Европа же сделала ставку на диверсификацию. Азербайджан увеличил поставки по TAP до 12 миллиардов, Алжир по трубам в Италию и Испанию – до 30 миллиардов. Появились даже поставки из Тринидада и Тобаго.
Уроки для газовой отрасли, которые нельзя игнорировать
Первый – подводные газопроводы оказались уязвимее, чем все думали. Теперь страховые тарифы на морскую инфраструктуру выросли в разы.
Второй – политические риски стали главным фактором ценообразования. Даже намёк на перебои мгновенно поднимает спот.
Третий – зависимость от одного поставщика или одного маршрута смертельно опасна. Норвегия сейчас поставляет больше, чем когда-либо могла Россия по всем трубам вместе взятым.
Четвёртый – СПГ действительно спасает, но требует огромных регазификационных мощностей. Германия за два года построила пять плавучих терминалов – такого темпа мир ещё не видел.
Таким образом, подрывы Северных потоков стали самым дорогим и самым поучительным уроком современной газовой отрасли. Они показали, что стратегическая инфраструктура может исчезнуть в одночасье, а расследование может растянуться на десятилетия или вовсе раствориться. Но главное – они заставили всех участников рынка перестроить логистику, контракты и представление о рисках. И теперь газ идёт другими путями, по другим ценам и с другими гарантиями. А старые трубы на дне Балтики остаются молчаливым напоминанием о том, что в энергетике больше нет ничего вечного.
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости
|