Международное энергетическое агентство (МЭА), выражая сомнения в успехе "Силы Сибири-2", не просто так бьет в набат. Вопрос, который стоит задать: чьи интересы оно защищает? МЭА, созданное в 1974 году по инициативе США, изначально было задумано как инструмент защиты интересов стран — потребителей энергоресурсов, и с тех пор его риторика неизменно отражает обеспокоенность Запада по поводу энергетической независимости от России. В агентстве любят представлять себя нейтральным аналитиком, но вот беда: их прогнозы чаще всего оказываются выгодными для тех самых стран-потребителей, в первую очередь США.
Давайте не будем наивными. Скепсис МЭА в отношении российских проектов выглядит не просто как холодный анализ, а скорее как желаемое за действительное. Россия, по их мнению, не сможет нарастить экспорт газа, особенно после потери европейского рынка. Но Россия этого и не скрывает: акцент теперь сделан на Восток, и Китай играет ключевую роль в этой стратегии.
Китай - друг или "прагматичный партнер"?
Китай в этой истории — фигура ключевая, но не менее загадочная. С одной стороны, Пекин действительно заинтересован в стабильных поставках газа из России. В условиях глобальной энергокризисной нестабильности и напряженности на фоне торговых войн с США, Китай, конечно, не откажется от дополнительных объемов газа — будь то трубопроводный или сжиженный. С другой стороны, Китай всегда славился своей способность играть на нескольких досках одновременно. Да, Путин говорит, что проект "Сила Сибири-2" согласован, но это не значит, что китайцы не будут пытаться выжать из этой ситуации максимум выгоды для себя.
МЭА утверждает, что Китай не нуждается в дополнительных объемах газа по трубопроводу, ведь предложение и так превышает спрос. Но вот что интересно: Китай, похоже, не спешит разрывать связи с Россией, несмотря на все прогнозы. С учетом того, что Китай активно диверсифицирует свои источники энергии, включая рост потребления СПГ, появление дополнительного канала поставок трубопроводного газа из России может стать элементом его долгосрочной энергетической стратегии.
Россия и СПГ, поздно, но не совсем
Что же касается СПГ, то тут прогнозы МЭА еще более пессимистичны для России. Санкции, по их мнению, ограничат развитие российских проектов, и к 2030 году производство СПГ в стране достигнет лишь 50 миллиардов кубов — это всего треть от планируемого уровня. Конечно, санкции — это серьезный фактор, но как показывает практика, российские компании умеют находить обходные пути и адаптироваться к новым условиям.
Исследование консалтинговой компании Kept, например, более оптимистично: к 2035 году Россия все же сможет занять 20-25% мирового рынка СПГ. Да, это произойдет не сразу, и, возможно, Россия не успеет в текущий цикл роста рынка до 2030 года. Но, как говорится, не все коту масленица — впереди еще "новая волна" спроса, которая может прийти не только из Азии, но и из Африки и Евразийского пространства.
Что нас ждет?
Таким образом, проект "Сила Сибири-2" остается той самой "темной лошадкой", которая способна поменять правила игры на мировом газовом рынке. Скепсис МЭА относительно его реализации понятен — агентство уже давно не верит в российские проекты, особенно на фоне санкций и потерь европейского рынка. Однако Россия явно настроена иначе. Китай, несмотря на все прогнозы, не отвергает возможность сотрудничества, ведь стабильные поставки трубопроводного газа — это всегда хорошая страховка
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости
|