Еврокомиссия (ЕК) хочет поставить под свой контроль вопросы обеспечения энергоносителями Европейского Союза (ЕС). Фактически, речь идет о лишении прав отдельных стран и компаний заключать соглашения с поставщиками энергоресурсов. О поддержке такой инициативы уже заявили государства Восточной Европы и США. Предложение Еврокомиссии ставит под угрозу реализацию проекта «Северный поток – 2» и тем самым вновь обостряет дискуссию о его природе – политический это проект или же коммерческий?
ПОТОК НЕСОГЛАСИЯ
У «Северного потока – 2» с самого начала было не мало противников. Несмотря на заинтересованность в нем крупнейших энергетических компаний Европы, против проекта ополчились страны Восточной Европы во главе с Польшей. Новый газопровод был объявлен «политическим проектом, цель которого подорвать энергетическую независимость ЕС».
«Северный поток – 2» не проходит через Польшу, но по правилам ЕС мнение польского антимонопольного регулятора должно учитываться при принятии окончательного решения. Получив заявку еще в начале декабря 2015 г. на проведение оценки проекта, Варшава тянет с ответом и заявляет, что все формальности будут завершены только к середине года. Таким образом, предпринимаются попытки отложить на более поздний срок начало строительства газопровода и повлиять на ЕК.
Интересы Польши, а вместе с ней Словакии и Венгрии, очевидны: эти страны перепродают российский газ, поставляя его на Украину в реверсном режиме. Больше всего выигрывает Словакия. В прошлом году Украина импортировала из Европы 10,3 млрд кубометров газа. Из этого объема 9,7 млрд кубометров поступило из Словакии. Одновременно Украина стремится свести к минимуму прямые закупки у «Газпрома»: если в 2011 году Киев импортировал 44,8 млрд кубометров, то в 2015 – лишь 6,1 млрд кубометров.
Противником «Северного потока – 2» являются также наднациональные структуры Евросоюза, как Еврокомиссия, которая намерена навязать всем странам-членам ЕС общие правила приобретения энергоресурсов.
Уже в этом месяце ЕК должна предложить порядок предварительного согласования договоров в области энергетики. По новым правилам все двухсторонние контракты будут ободрять чиновники в Брюсселе. Процедура предварительного согласования должна способствовать развитию внутреннего рынка и обеспечить энергетическую безопасность ЕС. Конечная цель – ограничение влияния России на европейском рынке.
Кроме того, ЕК предлагает передать суду Евросоюза право аннулировать соглашения в области энергетики, заключенные отдельными государствами-членами ЕС с третьими странами, если они нарушают европейское законодательство.
Для обеспечения энергетической безопасности ЕК предлагает увеличивать импорт СПГ и строить интерконнекторы, которые позволят соединить газопроводные системы разных стран и перекачивать топливо из одного региона в другой.
В ПОИСКАХ ГАЗА
На прошедшей в Лондоне на конференции International Petroleum Week вице-президент Statoil по маркетингу и торговли Тор Анфинсен заявил: «Если общие рыночные механизмы вступят в действие, то СПГ будет вытеснен с рынка. Те, кто поставляет природный газ на европейский рынок — Норвегия и Россия — смогут эффективно конкурировать».
По его словам, главное преимущество двух стран – низкая стоимость транспортировки, поскольку основные объемы газа они поставляют в Европу по трубопроводам. Производство, транспортировка и регазификация СПГ требуют гораздо больших затрат.
Хотя у Норвегии есть необходимая для сжижения газа инфраструктура, нефтяная отрасль страны по-прежнему в качестве основного канала продаж рассматривают «трубу». Через систему трубопроводов в Европу в прошлом году было продано 108 из 115 млрд кубометров отправленного на экспорт норвежского газа.
Несмотря на рекордные показатели 2015 года, норвежцы признают, что не смогут значительно увеличить экспорт. По словам министра энергетики страны Торда Лина, Норвегия не будет наращивать экспортные продажи газа, а выбывающие объемы, из-за падающей добычи в Европе, должны будут покрываться закупками у других внешних поставщиков.
СПГ пока не может быть альтернативой трубопроводному газу. Президент США Барак Обама пообещал обеспечить потребности Европы в газе за счет американского СПГ.
Пока экономические реалии складываются иначе. Cheniere energy, первый американский экспортер СПГ, уже не в первый раз откладывает начало поставок. Согласно последним сведениями, первая партия СПГ будет отгружена в марте 2016 года вместо ноября 2015 года как ожидалось ранее.
Кроме того, несмотря на очевидные успехи газовой промышленности США в последние годы, эта страна по-прежнему потребляет больше газа, чем добывает. При этом, добыча в последнее время стагнирует.
О непростой ситуации в газовой отрасли США свидетельствует тот факт, что второй крупнейший газодобытчик Chesapeak Energy нанял консультантов для реструктуризации долга. Некоторые участники рынка небезосновательно считают, что это – первый шаг к банкротству. В такой ситуации наладить стабильный и масштабный экспорт СПГ из США не удастся.
Едва ли ЕС способен покрыть растущие потребности в газе и за счет собственных ресурсов. Какое-то время руководители некоторых стран активно продвигали проекты по добыче сланцевого газа на своей территории, стремясь повторить успехи США. Наиболее активное меры в этом направлении предпринимала Польша, запасы сланцевого газа которой, по оценкам Междунардного энергетического агентства, могли достигать 5,3 трлн кубометров. Для разведки в страну были приглашены ExхоnMobil, Chevron, Total, Marathon Oil, Talisman и ряд других компаний, которые обнаружили, что в реальности запасы газа в стране оказался почти в 10 раз меньше – 0,57 трлн кубометров. Таких запасов недостаточно для обеспечения потребностей Польши, не говоря уже об экспорте в другие страны ЕС. К тому же себестоимость добычи оказалась запредельно высокой. В итоге, все зарубежные компании отказались от газовых проектов в стране.
ЛУЧИК СВЕТА
По неподтвержденным данным, просочившимся в прессу, в юридической службе ЕК считают, что нормы ЕС не распространяются на морскую часть «Северного потока – 2». Если эти сведения подтвердятся официально, то препятствия для начала строительства газопровода будут устранены.
В отличие от восточноевропейских стран крупнейшие потребители энергоносителей – Германия, Италия, Франция, которые резко увеличили закупки российского газа в прошлом году – заинтересованы в реализации проекта «Северный поток – 2». Об этом неоднократно заявляли официальные представители этих стран. Они отдают приоритет коммерческим интересам, а не политике. Вопреки наднациональным структурам в Брюсселе, которые часто принимают решения, исходя из «политической целесообразности», крупнейшие потребители энергоносителей в Европе хотят оставить за собой право заключать двухсторонние соглашения с поставщиками.
Еще труднее эту логику Брюсселя понять энергетическим компаниям, подписавшим с «Газпромом» акционерное соглашение о строительстве «Северного потока – 2». Эти компании заинтересованы в получении российского газа, который дешевле американского или катарского СПГ.
Последнее слово остается за Германией – локомотивом экономики Европы – поэтому огромное значение имеет предстоящая встреча Дмитрия Медведева и Франка-Вальтера Штайнмайера в Мюнхене, где будет обсуждаться судьба проекта «Северного потока – 2».
Что касается ЕК, то она обещает 16 февраля предоставить новые меры по энергетической безопасности. Тогда станет ясно подпадает «Северный поток – 2» под законодательство ЕС или нет.
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости
|