Запуская проект по строительству газопровода «Северный поток-2″, «Газпром» второй раз за год меняет свою экспортную стратегию, уверен экономический обозреватель немецкого издания DW Андрей Гурков.
Во время проведения Восточного экономического форума во Владивостоке «Газпром» подписал с пятью европейскими энергетическими гигантами соглашение по строительству двух новых ниток газопровода «Северный поток» для снабжения российским газом европейских стран.
Обозреватель немецкого издания пытается обвинить Кремль в двуличии, поскольку Москва, по его мнению, не отворачивается от Евросоюза и не сближается с Китаем в области поставок энергоресурсов, как было ранее декларировано, а наоборот, делает ставку на ведение бизнеса с европейскими партнерами — с ними намного проще и перспективнее.
«Ведь не получилось же приурочить окончательные договоренности по западному маршруту поставок газа в КНР, которым Кремль так любит пугать европейцев, к визиту президента РФ Владимира Путина в Пекин 2-3 сентября. А договориться о подписании 4 сентября соглашения акционеров «Северного потока-2″ удалось в самые сжатые сроки», ядовито вспоминает Гурков.
По его мнению, строительство газопровода «Северный поток-2» — это не просто новый крупный трубопроводный проект, а кардинальное изменение экспортной стратегии «Газпрома», который еще недавно объяснял отмену строительства газопровода «Южный поток» и реализацию «Турецкого потока» началом конца газпромовской модели работы на рынке. То есть, рассуждает автор, «Газпром» заявил о том, что больше не собирается в своей стратегии ориентироваться на поставки топлива конечному потребителю в Европе, однако события последних недель заставляют сомневаться в этом, уверен Гурков.
«Москва, раздраженная требованиями включенных в Третий энергопакет законов ЕС, декларировала тогда, по сути дела, возврат к простой советской схеме газового сотрудничества с Европой: товар доставляется до границы Евросоюза — и все. В рамках сворачивания своего присутствия на рынке ЕС «Газпром» в декабре 2014 года отменил уже одобренный всеми регуляторами обмен многомиллиардными активами со своим немецким партнером BASF/Wintershall», — пишет автор публикации, уверенный в том, что в настоящее время российский газовый холдинг снова совершает разворот на 180 градусов.
Об этом, в частности, говорит решение обменяться активами с BASF/Wintershall, в результате чего «Газпром» получит 100%-ю долю немецких компаний по торговле и хранению газа, «а также подключится к разведке и добыче углеводородов в Северном море». Более того, сетует автор статьи, во Владивостоке подписано соглашение о возможном обмене активами и с другим участником проекта «Северный поток-2″ — австрийской компанией OMV.
«Так что «Газпром» возвращается в Европу, страшилки про разворот в сторону Китая закончились», — делает вывод Гурков.
По его мнению, столь резкая смена курса вызвана разочарованием в перспективах китайского направления, а также осознание провала первоначального варианта газопровода «Турецкий поток», поскольку сегодня уже стало понятно, что ранее запланированных четырех ниток, по всей видимости, не будет — в лучшем случае ниток будет две, а то и одна, предназначенная исключительно для турецких потребителей «голубого топлива».
Гурков уверен, что инициирование проекта «Северный поток-2» связано с тем, что к концу 2019 года заканчивается транзитный газовый контракт России и Украины. А Россия, по его мнению, так и не отказалась от планов исключить украинский транзит.
«Теперь решение этой поставленной Кремлем политической сверхзадачи возложено на «Северный поток-2″, строительство которого должно завершиться как раз в 2019 году, — указывает Гурков. — Данный аспект этого газотранспортного проекта еще предстоит оценить политикам ЕС».
Гурков в своей публикации пытается вывести «Газпром» на «чмстую воду», дескать, российский газовый холдинг занимается дезинформацией, объясняя, что две новые нитки «Северного потока-2», суммарная мощность которых составит 55 млрд кубометров, будут заполняться дополнительными объемами газа, то есть, не не тем газом, который мог бы транспортироваться через Украину. А на самом деле, сетует Гурков, окажется так, что это будет именно «украинский газ», поскольку потребности в дополнительном количестве российского газа в Европе нет и вряд ли будет в обозримой перспективе.
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости
|