Рекордный рост грузопотока вопреки давлению Запада
Вопреки санкционному давлению и попыткам изолировать Россию от мирового рынка, грузопоток по Северному морскому пути (СМП) в 2024 году достиг рекордных 37,89 млн тонн. Лидером среди грузов стал сжиженный природный газ (СПГ) — его перевезено 21,86 млн тонн, что составляет 57,69% от общего объема перевозок. Это на 8,6% больше, чем в 2023 году.
Серьезный вклад внесла и транспортировка нефти — 8,1 млн тонн, что составляет 21,37% от общего грузопотока. Основной прирост обеспечили проекты НОВАТЭКа, в том числе «Арктик СПГ 2».
Рост объемов СПГ связан с тем, что НОВАТЭК не останавливал „Ямал СПГ“ на плановый ремонт, а также с запуском нового проекта „Арктик СПГ 2“, который стал важным шагом в развитии российской Арктики, — отметил директор консультационной компании «Гекон» Михаил Григорьев.
Северный морской путь: стратегический актив России
Северный морской путь — это не просто транспортная артерия, а один из ключевых элементов экономической независимости России. После введения Западом санкций против отечественного энергетического сектора Россия переориентировала экспортные маршруты, сделав ставку на СМП, который позволяет оперативно поставлять нефть и газ в азиатские страны.
С 2018 года инфраструктурным оператором маршрута является госкорпорация «Росатом». В перспективе СМП должен стать альтернативой традиционным мировым торговым путям. На Восточном экономическом форуме 2024 года специальный представитель президента по международному сотрудничеству Игорь Левитин подчеркнул, что маршрут способен заменить транспортные коридоры через Суэцкий канал и мыс Доброй Надежды, если будут обеспечены низкие тарифы на ледокольную проводку.
Просевшие грузопотоки: временные трудности
Несмотря на общий рост перевозок, по некоторым видам грузов наблюдается временное снижение объемов.
- Навалочные грузы (строительные материалы, сырье) сократились на 38,4%, до 1,08 млн тонн. По мнению Михаила Григорьева, это связано с плановой корректировкой сроков реализации сырьевых проектов.
- Нефтепродукты снизились на 4,58%, до 888,3 тыс. тонн.
- Уголь остался практически на уровне 2023 года, увеличившись всего на 16,9 тыс. тонн (до 597,6 тыс. тонн).
- Газовый конденсат наоборот, показал рост на 235,5 тыс. тонн, достигнув 1,32 млн тонн.
Очевидно, что снижение объемов отдельных грузов носит временный характер и связано с адаптацией к новым экономическим реалиям.
Санкции не остановят развитие Севморпути
Санкционное давление Запада, направленное на сдерживание развития российской экономики, затронуло и судоходство по СМП. В начале 2025 года Минфин США расширил санкции, включив в списки 150 судов, перевозящих российскую нефть. Всего под санкционные меры попали 566 судов, однако это не остановило грузопоток.
По данным исследования «Гекона», в 2024 году санкционные суда перевезли 11,17 млн тонн грузов по СМП, включая 7,96 млн тонн нефти. Это доказывает, что, несмотря на давление, Россия успешно адаптируется к новым условиям.
Гендиректор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров отмечает, что санкции замедлили строительство газовозов для НОВАТЭКа, но не смогли остановить реализацию проектов.
В 2025 году мы не ожидаем резкого роста, но, если хотя бы один из трех газовозов, строящихся на ССК „Звезда“, будет передан, это позволит стабилизировать отгрузки. А в 2026 году ожидается значительный рост благодаря запуску „Восток Ойла“ и восстановлению объемов СПГ, — уверен эксперт.
Будущее СМП: планы и перспективы
Планы по развитию СМП претерпевают изменения. Согласно правительственному прогнозу 2022 года, грузопоток по маршруту должен был достичь:
- 46,82 млн тонн в 2023 году (фактически — 36,25 млн тонн);
- 90,01 млн тонн в 2024 году (фактически — 37,89 млн тонн);
- 110,21 млн тонн в 2025 году.
Однако в 2024 году «Росатом» представил два сценария развития СМП до 2040 года. Согласно базовому прогнозу, грузопоток достигнет 150 млн тонн к 2035 году, а по позитивному сценарию — 192 млн тонн. Оба варианта ниже ранее запланированного правительственного показателя (220 млн тонн).
Таким образом, Северный морской путь продолжает оставаться ключевым экспортным маршрутом России, несмотря на санкционные ограничения и корректировку планов по развитию. СПГ стал основным грузом, обеспечив более половины всего грузопотока. Однако санкции, задержки в строительстве судов и изменения в сырьевых проектах создают неопределенность в перспективах роста. В ближайшие годы развитие маршрута будет зависеть от реализации «Восток Ойла», стабилизации поставок СПГ и адаптации российской логистики к новым реалиям.
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости
|