Китай, крупнейшая экономика Азии, за годы бурного роста стала ведущим импортеров многих товаров. Это побудило производителей этих товаров основывать свои собственные стратегии роста на потреблении КНР. Это особенно верно в отношении нефти и газа.
И теперь пандемия обнажила шаткую основу этой зависимости. Китай – второй по величине потребитель сырой нефти, большую часть которой он импортирует, и второй по величине импортер СПГ в мире.
Это превратило страну в естественный центр стратегий развития нефтегазовой отрасли. В каждом прогнозе спроса на нефть и газ Китай в частности и Азия в целом неизбежно учитываются, как двигатели будущего роста. Пандемия этого не изменила.
Проблема в том, что этот рост будет не таким сильным, как прогнозировали аналитики до кризиса. Более того, он будет отложен, что может нанести ущерб ближайшим планам нефтегазовых компаний. Китай поглотил миллионы баррелей нефти, когда цены на нее упали в марте и продолжали падать в течение мая. Можно с большой степенью уверенности сказать, что если бы не Китай, цены упали бы намного ниже.
Однако хранилища КНР не бездонны. По мере того, как мировые емкости заполняются не потребляемой нефтью, то же самое происходит и в Китае. Это вызывает вопросы о том, как долго он сможет продолжать поглощать избыточное сырье.
В первом полугодии импорт нефти в Китай вырос примерно на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Последние данные показывают, что он продолжал оставаться устойчивым в июле, даже несмотря на то, что упал на 3% по сравнению с июнем. Вдобавок появились сообщения о том, что китайские государственные нефтяные компании заказали танкеры для перевозки не менее 20 млн баррелей американской нефти в этом и следующем месяце.
Все идет нормально, однако всегда есть “но”. В июле Bloomberg сообщил, что Китай начал продавать сырую нефть из своих хранилищ, которую очень дешево закупил весной. Теперь эта информация может потрясти мировые рынки, как ничто другое. Хотя продажи трудно назвать началом тенденции, они действительно представляют собой непредвиденное событие в отрасли. Китай не обязан покупать нефть такими темпами вечно. КНР может воспользоваться более высокими ценами и продать это сырье, конкурируя с остальными продавцами.
В настоящее время в китайских портах наблюдается скопление нефтеналивных танкеров. В течение нескольких недель, согласно сведениям The Wall Street Journal , танкеры простаивали в портах, ожидая разгрузки. По словам брокеров, на которые ссылается WSJ, скопление состоит не менее чем из 80 танкеров, более половины из которых типа VLCC на 2 млн баррелей каждый. Похоже, крупнейшему в мире импортеру нефти некуда девать сырье, которую он заказал в начале этого года в надежде, что спрос на топливо быстро возрастет.
“Быстрый рост импорта в последние месяцы – оптимистичный знак для мировой экономики. Однако темпы роста были настолько быстрыми, что поставили под сомнение логистические возможности китайских портов”, – отметили аналитики OilX.
Действительно, спрос на нефть в Китае быстро восстановился примерно до 90% от докризисного уровня. Но затем рост стал замедляться, поскольку люди по-прежнему не хотят тратить деньги на фоне все еще имеющейся неопределенности в отношении будущего. Потребительские расходы являются важным индикатором восстановления любой экономики.
Поэтому нежелание китайцев тратить деньги учитывается как риск снижения спроса на нефть. Кроме того, имеется уже существующий избыток топлива в Азии, вызванный не чем иным, как китайскими нефтеперерабатывающими заводами.
Что касается позитивных новостей, то есть ожидания, что амбициозная программа расходов на инфраструктуру, разработанная Пекином для стимулирования экономики, увеличит спрос хотя бы на дизельное топливо в текущем году. Будет ли этого достаточно, чтобы китайский импорт нефти оставался таким же сильным, как в первом полугодии? Поживем – увидим.
Итак, одна из многих неприятных истин современного мира, которые раскрыл коронавирус, – это опасно сильная зависимость нефтяной отрасли от единственного источника роста спроса. Фактически экспортеры нефти привыкли класть большую часть своих яиц в азиатскую корзину, и это имело неприятные последствия. Собственно говоря, спрос на нефть опустился во всем мире, а не только в Азии. Но все же проблемы потребления в Азии, и в особенности в Китае, были особенно болезненными.
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости
|