Санкции против «Портовой» и реальный итог для проекта
Балтийский среднетоннажный комплекс СПГ «Портовая» изначально создавался как экспортный актив «Газпрома», рассчитанный на стабильные поставки сжиженного природного газа в Европу и другие регионы. Его мощность, около 1,5 млн тонн СПГ в год.
Проект запустили в сентябре 2022 года, первые партии ушли в Грецию и Турцию, затем к маршрутам добавились Китай и Испания. Российский СПГ с Балтики уверенно входил в международную торговлю.
В январе США объявили о санкциях против комплекса, после чего экспортные погрузки были временно остановлены. Завод не заморозили, он продолжил работать на внутренние нужды, большая часть топлива стала направляться в Калининградскую область. Так, объект, на который рассчитывали как на экспортный, стал еще и важным элементом обеспечения энергетической безопасности российского эксклава.
Уже осенью российская сторона показала, что не намерена мириться с навязанными ограничениями. Экспорт постепенно возобновился, при этом маршруты и формат поставок изменились, став более гибкими и ориентированными прежде всего на азиатских партнеров.
«Океанский проспект» на Балтике, как санкционный завод стал заправкой для своих судов
На этом фоне «Газпром» сделал логичный шаг, расширил функционал комплекса. По данным АИС судов, к терминалу СПГ «Портовая» пришвартовался нефтяной танкер «Океанский проспект» компании «Совкомфлот».
Это судно, работающее на СПГ, относится к новой серии российских танкеров, для которых газовое топливо является основным. На «Портовой» он прошел заправку, по сути, это первая зафиксированная бункеровка крупного морского судна на СПГ, произведенном на этом заводе.
Фактически санкционный комплекс, который по расчетам тех, кто вводил ограничения, должен был простаивать, занял новую нишу. Теперь это не только экспортная площадка, но и топливная база для российского флота нового поколения.
Для страны это важный сигнал, Россия способна сама обеспечивать свои «зеленые» танкеры современным топливом, не завися от доброй воли зарубежных терминалов.
«Совкомфлот» делает ставку на СПГ, флот нового поколения
«Океанский проспект» был передан «Совкомфлоту» в конце декабря 2022 года на верфи «Звезда» на Дальнем Востоке. Это один из символов курса на обновление национального флота с учетом новых экологических требований и экономической целесообразности.
В компании объясняли,
«в качестве основного топлива эти танкеры используют сжиженный природный газ, что позволяет существенно снизить объем выбросов в атмосферу углекислого газа и оксидов азота, а также свести к нулю выбросы мелкодисперсных частиц (сажи) и оксидов серы».
Сейчас у «Совкомфлота» уже несколько таких судов, работающих на СПГ. В ноябре флот пополнил и нефтепродуктовый танкер на газовом топливе, «Иван Айвазовский».
Это не точечный эксперимент, а системное решение. Российский морской перевозчик формирует парк судов, способный работать в самых жестких природоохранных режимах. А появление собственной базы заправки в Балтийском регионе усиливает энергетическую суверенность всего этого направления.
Как живет «Портовая» сегодня, между внутренним рынком и Азией
Комплекс СПГ «Портовая» мощностью 1,5 млн тонн в год прошел через несколько этапов. После запуска в 2022 году он уверенно вошел в экспортные цепочки, отправляя грузы в Грецию, Турцию, затем в Китай и Испанию.
Санкции США временно ограничили поставки, но не остановили работу. Значительная часть произведенного СПГ была переориентирована на Калининградскую область, где топливо регазифицируется и подается в газотранспортную систему. Тем самым завод укрепил энергетическую устойчивость региона, который особенно чувствителен к любым внешним ограничениям.
Осенью российский СПГ с Балтики вернулся на внешний рынок, но уже в иных конфигурациях. Газовоз Perle перегрузил первую после паузы партию у берегов Малайзии, работая по схеме перевалки на другое судно. Позже газовоз Valera доставил балтийский СПГ прямо на китайский терминал в Бейхай.
После очередной отгрузки Perle, который 12 декабря проходил Ла-Манш и, по всей видимости, шел в Китай, к терминалу зашел «Океанский проспект» для заправки. Это показало, что завод может одновременно решать несколько задач, поддерживать экспорт, снабжать российский регион и обеспечивать топливом морской флот.
При этом отгрузки по-прежнему ниже проектной мощности. В этих условиях использование части объема для бункеровки своих судов выглядит не запасным вариантом, а рациональным развитием проекта.
Бункеровка СПГ, ответ России на экологическую повестку и ограничения
Мировое судоходство стремительно меняет топливную базу, и Россия не намерена оставаться в стороне. Переход части флота на СПГ позволяет снижать выбросы, соответствовать международным нормам и одновременно опираться на собственный ресурс, а не на импортное судовое топливо.
Балтийский регион, с его высокой плотностью судоходства и усиленным вниманием к экологии, логично становится площадкой для развития газовой бункеровки. «Портовая» имеет все для этого, современную инфраструктуру, отлаженную технологическую схему, доступ к ресурсу и национальных потребителей в лице того же «Совкомфлота».
Заправка «Океанского проспекта» показывает, что санкции не остановили проект, а подтолкнули к поиску новых форматов. Россия использует свои мощности так, как считает нужным, отрабатывая и экспортные маршруты, и внутреннюю морскую логистику.
Вопрос, станет ли бункеровка «зеленых» судов регулярной, официально пока остается открытым. Но сам факт первого захода создает прецедент, на который можно опираться при развитии целой сети таких операций в будущем.
Российский СПГ в новой мировой логистике, разворот к Востоку и ставка на своих
Связка «Портовая» – Perle – азиатские терминалы говорит сама за себя. Россия последовательно переориентирует часть своих поставок с европейского направления на азиатский вектор, в том числе и по линии СПГ.
Перевалка у берегов Малайзии, прямые поставки в Китай, участие в разгрузке на терминале в Бейхай, все это элементы новой логистики, где российский газ не зависит от политической конъюнктуры в Европе.
При этом использование того же СПГ для заправки собственных танкеров делает систему еще более устойчивой. Одно и то же производство обеспечивает и экспорт, и внутренний рынок, и флот. В случае усиления внешнего давления мощности завода всегда можно перераспределить в пользу своих потребителей.
Таким образом, история санкционного комплекса СПГ «Портовая» показывает, что попытки внешнего давления не только не остановили развитие российского СПГ, но и ускорили поиск новых решений. Завод, который планировался как экспортный, стал одновременно источником газа для Калининграда, поставщиком для азиатских партнеров и топливной базой для «зеленых» танкеров «Совкомфлота». Первая заправка «Океанского проспекта» на Балтике наглядно демонстрирует, как Россия шаг за шагом формирует собственную устойчивую инфраструктуру, в которой и газовая, и морская отрасли опираются на национальный ресурс и свою технологическую базу. В этих условиях санкции превращаются не в приговор, а в стимул к дальнейшему укреплению энергетического и транспортного суверенитета страны.
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости
|