Аналитики Kept на основе аналитических исследований сделали вывод, когда Россия сможет занять 20–25% мирового рынка СПГ. По их мнению, это произойдет уже после 2035 года. Но как же так? Ведь у нас есть все, что нужно, верно? Оказывается, не совсем.
Санкции и реальность
Россия столкнулась с серьезными санкционными ограничениями, которые затрудняют развитие отрасли сжиженного природного газа (СПГ). Первые санкции появились еще в 2014 году, но особенно жесткие меры были приняты в 2022-м, когда Евросоюз запретил поставку оборудования для сжижения газа. Американцы, в свою очередь, обещали "задушить" проект "Арктик СПГ-2".
К сожалению, действующие российские проекты по производству крупнотоннажного СПГ не обладают необходимыми качествами в полном объеме, — констатируют аналитики Kept.
Текущее положение дел
Сейчас в России работают два крупнотоннажных завода СПГ ("Сахалин-2" и "Ямал СПГ"), частично готов третий ("Арктик СПГ-2"), а также несколько среднетоннажных производств. Общая установленная мощность составляет 51 млрд куб. м, и в 2024 году она используется примерно на 90%. Это позволяет России входить в топ-5 крупнейших производителей и экспортеров СПГ в мире.
Однако, к 2030 году конкуренты, такие как США и страны Ближнего Востока, увеличат свои мощности не менее чем на 20%, что приведет к усилению ценовой конкуренции.
Вероятно, этот рост опередит увеличение спроса, из-за чего усилится ценовая конкуренция, — предупреждают эксперты.
Две стратегии - морская и континентальная
Эксперты предлагают две стратегии для достижения целевых 20–25% рынка СПГ после 2035 года: "морскую" и "континентальную".
Морская стратегия
России необходимо достичь высокого уровня технологической независимости в производстве крупнотоннажного СПГ и строительстве собственного танкерного флота. Если это удастся, то после 2035 года страна сможет реализовать потенциал на быстрорастущих рынках стран глобального Юга.
В условиях мировой зеленой повестки именно природный газ в форме СПГ может стать для них главным топливом экономического роста на горизонте до 2050-х годов, — считают в Kept.
Глава "Газпрома" Алексей Миллер отметил, что доля этих государств в мировом потреблении к 2050 году увеличится до 70% против текущих 55%.
Континентальная стратегия
Российские компании могут стать драйверами развития малотоннажного СПГ (мтСПГ) в Евразии. Этот сегмент менее капиталоемкий, быстро развертываемый и позволяет гибко адаптировать предложение. "При этом важна именно концепция развития мтСПГ как комплексного сервиса: производство и продажа собственно СПГ, развитие заправочной инфраструктуры, развитие газомоторного транспорта и/или автономной газификации," — пояснил РБК Максим Малков, руководитель практики по оказанию услуг компаниям нефтегазового сектора Kept.
Перспективные рынки
Цель правительства по производству примерно 100 млн т СПГ в год к 2030 году действительно трудновыполнима, но в оптимистичном сценарии возможно производить 60–80 млн т, считает аналитик ФГ "Финам" Сергей Кауфман. Однако перспективы после 2035 года зависят от спроса. Наиболее ясны возможности Южной и Юго-Восточной Азии, где новыми участниками рынка могут стать Вьетнам, Бангладеш и Мьянма.
Остается Африка южнее Сахары, но это пока terra incognita — спрос на газ там еще нужно создавать, — объясняет Алексей Белогорьев, директор по исследованиям Института энергетики и финансов (ИЭФ).
Таким образом, Россия имеет все шансы занять 20–25% мирового рынка СПГ, но только после 2035 года. Для этого необходимо преодолеть технологические барьеры, развивать собственный танкерный флот и осваивать новые рынки. При этом важно не забывать о внутреннем рынке и развитии малотоннажного СПГ, который может стать дополнительным источником роста. Только тогда мы сможем сказать, что наша стратегия действительно работает.
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости
|