Глава Минэнерго РФ Александр Новак 24 января проведет переговоры в Давосе с вице-президентом Еврокомиссии (ЕК) по энергосоюзу Марошем Шефчовичем. Стороны обсудят вопросы, связанные со строительством новых газопроводов в Европе, а также еще целый ряд вопросов, касающихся энергетики.
«Мы подтверждаем, что договорились встретиться в Давосе, и у нас будут переговоры по всей повестке, которая есть между Российской Федерацией и Евросоюзом в части компетенции господина Шефчовича», – заявил Новак, отметив в частности, что вопросы, связанные с поставкой газа на Украину, обсуждаться не будут, речь будет вестись в основном о строительстве газопроводов в Европе и связанных с этим вопросов.
Осенью прошлого года ЕК внесла предложение об изменениях в директиву по газу. Поправки к Газовой директиве ЕС предполагают применение основных принципов общеевропейского энергетического законодательства ко всем газопроводам, идущим из третьих стран по территории союза – действующим и тем, которые будут построены в будущем.
Если поправки в итоге утвердят (предполагается, что только для морских трубопроводов), то, как минимум, шесть-семь государств – Алжир, Ливия, Марокко, Норвегия, Тунис, Великобритания (после возможного выхода из ЕС) и Россия с ее обеими «Северными потоками» могут быть вовлечены в этот процесс. При этом в ЕК уверяют, что новые правила игры, если они будут приняты, не станут препятствовать строительству каких-либо новых газопроводов. Между тем для многих экспертов вполне очевидно, что ЕК затевает всю эту историю лишь с одной целью – не допустить реализации российского проекта «Северный поток-2».
Причем в ЕК уже заявили и о нецелесообразности его строительства, сочтя достаточной и нынешнюю газовую инфраструктуру Европы — особенно на фоне ожидающейся острой конкуренции трубопроводного газа с СПГ. Например, США стремятся активно «освоить» европейский газовый рынок, предлагая свой более дорогой сжиженный природный газ (СПГ), который едва ли может конкурировать по цене с российским трубопроводным.
На первый взгляд, заявленные цели ЕК выглядят весьма благообразно: недискриминационное в отношении некоторых государств ЕС установление тарифов на прокачку «голубого топлива», доступ к газопроводам третьих сторон (которые их не строили и не инвестировали в проекты), разделение деятельности по продаже и транспортировке газа (монополист сетей распределения должен предоставить 50% их емкости конкурентам) и т.д.
Но де-факто выясняется, что эти поправки дадут Брюсселю инструмент для ограничения, а возможно и полной блокировки поставок газа по «Северному потоку-2». Если ЕК и не сможет остановить строительство газопровода, то, по меньшей мере, будет предпринята активная попытка сорвать строки строительства газопровода и не допустить его полноценной эксплуатации. Если, конечно, поправки к Газовой директиве все же будут приняты.
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости
|