“Роснефть” все расширяет свое присутствие в Венесуэле, несмотря на огромные риски, связанные с венесуэльскими активами. В ближайшее время российская госкомпания получит доступ к управлению совместными предприятиями с PDVSA — венесуэльским государственным монополистом.
Более того, «Роснефть» сможет самостоятельно продавать свою долю добываемой нефти и станет значимым нефтяным трейдером в Западном полушарии. Однако ситуация в Венесуэле балансирует на грани катастрофы, и неизвестно, чем это кончится для российского нефтегиганта.
В частности, сейчас “Роснефть” имеет доли в четырех нефтяных проектах в Венесуэле. Два из них — в знаменитом Поясе Ориноко: в СП Petrovictoria – 40%, также “Роснефти” принадлежит 80% акций в “Национальном нефтяном консорциуме”, который в свою очередь владеет 40% долей в СП Petromiranda.
За пределами Пояса Ориноко у «Роснефти» есть 40% в СП Petroperija, а в СП Bokeron “Роснефти” и австрийской OMV принадлежит 26,67% и 13,33% соответственно. Суммарные запасы проектов с участием “Роснефти” превышают 20,5 млрд тонн, а добыча составила в 2016 году 8,4 млн тонн – доля российской компании 2,67 млн тонн.
Кроме того, в мае прошлого года российская компания довела до 40% свою долю участия в газовом СП PetroMonagas. 60-процентная доля во всех указанных предприятиях принадлежит PDVSA.
Теперь же «Роснефть» в погашение ранее предоставленных PDVSA кредитов получит право самостоятельно продавать нефть, добытую на всех проектах, в рамках своей доли, право на реализацию конденсата с месторождения Rio Caribe, а также доли в трех нефтяных и двух газовых месторождениях.
Российская компания еще и усилит свои позиции в руководстве СП, которое теперь будет меняться по принципу ротации, отмечается в материале агентства ПРАЙМ. Сейчас управление совместными проектами осуществляется исключительно представителями венесуэльской стороны.
Все это, конечно, прекрасно. Сбытовая компания Rosneft Trading серьезно расширит свои возможности в Венесуэле и на рынке углеводородов Западного полушария. «Роснефть» расширит доступ к крупнейшим в мире доказанным запасам нефти – 300,9 млрд баррелей.
И вот дальше начинаются «но». Эти запасы, в основном, – тяжелая и сверхтяжелая нефть Пояса Ориноко, которая требует особых технологий добычи. Главным покупателем венесуэльской нефти до сих пор остаются США, которые недавно намекнули, что могут запретить продажу венесуэльской нефти на американском рынке в связи с обострением внутриполитической обстановки в этой латиноамериканской стране.
Если это произойдет, Rosneft Trading столкнется с серьезнейшими трудностями. Китай покупает нефть Венесуэлы по собственным контрактам, других крупных клиентов в регионе почти нет. На европейский рынок не прорваться, он давно и тщательно поделен. А торговать нефтепродуктами будет сложно, поскольку в Латинской Америке мало НПЗ, приспособленных для тяжелого сырья.
Далее, в прошлом году государственный долг Каракаса перед Москвой был реструктурирован. 2,8 млрд долларов должны быть выплачены с 2019 года по 2021 год, а 2,2 млрд долларов – в течение пяти лет, начиная с 2017 года. Однако Венесуэла уже допустила технический дефолт, не сумев осуществить платеж до 31 марта 2017 года в соответствии с графиком погашения.
А есть еще и ситуация с американской компанией Citgo, принадлежащий PDVSA, 49,9% которой находится в залоге у «Роснефти». США видят в этом угрозу своей национальной безопасности, поскольку находящаяся под санкциями “Роснефть” может получить контроль над американскими энергетическими активами. Учитывая позицию Вашингтона, “Роснефть” попросила PDVSA заменить акции Citgo на другой обеспечивающий актив, не задевающий американские интересы.
Тем не менее, “Роснефть”, несмотря на целый ворох проблем, не собирается сворачивать деятельность в Венесуэле и хочет ее даже расширить. Только делать она это будет не за счет нефтяного сектора, а за счет освоения газовых месторождений страны. Какие активы получит «Роснефть», выяснится через несколько недель, во время визита Игоря Сечина в Венесуэлу.
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости
|