Рейтинг упоминаемости
Лидеры
Нефтегазовая отрасль — одна из самых консолидированных в российской экономике. На протяжении последних лет СМИ наиболее активно упоминают три компании: «Газпром», «Роснефть» и «Лукойл». Причем, лидер отрасли «Газпром» по количеству упоминаний более, чем в два раза опережает своего ближайшего преследователя — компанию «Роснефть». А общее количество упоминаний «Газпрома» и «Роснефти» в прессе значительно превышает совокупный показатель для всех остальных компаний нефтегазовой сферы.
В 2018 году компанию «Газпром» в медиа упоминали на 16% чаще, чем годом ранее. Основными темами обсуждения стали поставки газа на Украину, реализация газотранспортных проектов «Северный поток-2» и «Турецкий поток», санкционное давление на нефтегазовый сектор российской экономики.
Количество упоминаний «Роснефти» в 2018 году снизилось на 20% по сравнению с предыдущим годом. Снижение показателя связано сразу с несколькими обстоятельствами. Первое, глава «Роснефти» Игорь Сечин стал реже появляться в публичном пространстве. Количество его упоминаний за 2018 год снизилось в 2 раза к 2017 году. Дело в том, что в 2017 году в прессе активно обсуждался арест Алексея Улюкаева, занимавшего тогда пост министра экономического развития, который был задержан сразу после беседы с Игорем Сечиным. Второе, в 2017 году СМИ активно обсуждали конфликт «Роснефти» и АФК «Система» Владимира Евтушенкова из-за «Башнефти»: контрольный пакет акций «Башнефти» в 2016 году перешел «Роснефти». В 2018 году обсуждение этих тем пошло на спад.
Основными темами в освещении деятельности компании в 2018 году стали: рост цен на бензин в РФ, дача Игорем Сечиным показаний в суде по делу Алексея Улюкаева, переизбрание Герхарда Шредера председателем совета директоров «Роснефти».
Количество упоминаний «Лукойла» за 2018 год выросло на 14%. СМИ активно обсуждали повышение цен на бензин в РФ и заключение соглашения о сдерживании их роста, инвестиции «Лукойла» в газохимический комплекс на Ставрополье, лидерство «Лукойла» в рейтинге крупнейший частных компаний России.
Взлеты и падения
Группа компаний «Новый поток» за год поднялась в рейтинге сразу на четыре позиции — с 15-го на 11-е место. В 2018 году группа активизировала PR-сопровождение своей деятельности, помогло этому и вхождение представителей Сбербанка в состав правления «Нового потока». Количество упоминаний компании за 2018 год выросло почти на 60%.
А вот компания «Башнефть» опустилась в рейтинге упоминаемости компаний нефтегазового сектора с 4-го на 8-е место. Это связано с тем, что в 2017 году СМИ активно освещали судебные разбирательства между «Роснефтью» (основным акционером «Башнефти») и АФК «Система». В 2018 году эта тема освещалась уже в меньшей степени, соответственно показатель упоминаемости компании снизился на 44%.
Рейтинг заметности
Лидеры
В 2018 году «Газпром» продолжал удерживать безоговорочное лидерство среди российских компаний нефтегазового сектора не только по количеству упоминаний, но и по индексу заметности.
Причем, лидерство по данному показателю было даже более значительным: «Газпром» почти в три раза опередил своего ближайшего преследователя, компанию «Роснефть» по индексу заметности.
Величина индексу заметности «Газпрома» оказалась аналогична совокупному показателю индекса всех остальных компаний из ТОП-25 нефтегаза.
«Роснефть», занимающая вторую позицию в рейтинге индекса заметности, более чем в два раза опередила компанию «Лукойл», находящуюся на третьей строчке. Снижение индекса у «Роснефти» за 2018 год было довольно существенным — 49%, у «Лукойла» индекс снизился на 17%.
Взлеты и падения
В рейтинге заметности 2018 году сразу на 10 позиций вверх — на 15-е место с 25-го взлетела «Якутская топливно-энергетическая компания» (ЯТЭК). Столь стремительный взлет стал следствием ареста совладельца группы «Сумма» Зиявудина Магомедова, который контролирует Якутскую ТЭК.
За арестом Магомедова последовали финансовые иски к ЯТЭК со стороны Сбербанка и других кредиторов компании. Эти события активно освещались средствами массовой информации: Индекс заметности Якутской ТЭК взлетел в 2018 году сразу в 43 раза.
Индекс заметности «Башнефти» за 2018 год снизился в 3 раза, компания опустилась в рейтинге на три позиции — на 8-ю строчку с 5-й. Снижение показателя стало следствием завершения судебных разбирательств компании с АФК «Система».
Индекс прямой речи
Компании нефтегазового сектора, занимающие первые пять мест в рейтинге заметности, продемонстрировали также высокий уровень Индекса прямой речи — от 31 до 41% от общей массы всех публикаций. Это свидетельствует о том, что в 31-41% материалов с упоминанием «Газпрома», «Роснефти», «Лукойла», «НОВАТЭКа» и «Транснефти» приводились комментарии представителей самих компаний. Столь высокая публичная активность данных компаний связана с глобальным масштабом ведения бизнеса и его зависимости от мировой политической и экономической конъюнктуры.
Так, «Газпром», находящийся в зоне репутационного риска из-за противостояния с НАК «Нафтогаз Украины» и санкционного давления, вынужден максимально точно представлять свою позицию по широкому спектру вопросов, касающихся деятельности компании в первую очередь на внешних рынках. Высокая вовлеченность во внешнеэкономическую деятельность «Роснефти», «Лукойла», «НОВАТЭКа» и «Транснефти» также заставляет эти компании вести активную коммуникацию в медийном поле.
Высокие показатели индекса прямой речи продемонстрировали в 2018 году компании «Самаранефтегаз» — 31%, «Томскнефть» — 28% и «Сибур» — 21%.
У 11 компаний из 25-ти Индекс прямой речи находится у нулевой отметки. Это говорит о том, что компании «Татнефть», «Сургутнефтегаз», «Башнефть», «Новый Поток», «Славнефть», «Московский нефтеперерабатывающий завод», «Якутская топливно-энергетическая компания», «РН Холдинг» (ТНК-BP), «Зарубежнефть», «Новосибирскнефтегаз» и «ТАИФ-НК» крайне мало публично комментировали свою деятельность.
При этом компании «Татнефть», «Новый Поток», «ТАИФ-НК», «Якутская топливно-энергетическая компания» и «Новосибирскнефтегаз» находятся в зоне репутационного риска (причем, первые три компании в зоне высокого репутационного риска). Высказывание собственной позиции могло бы способствовать некоторому улучшению качества информационного поля этих компаний.
В зоне высокого репутационного риска в 2018 году также находилась НК «Северное Сияние». Однако НК «Северное Сияние» комментировала свою позицию — индекс прямой речи у компании составил 7%.
Стоит отдельно выделить компании «НОВАТЭК» и «Транснефть». Индекс прямой речи только у этих компаний превысил индекс репутационного риска, причем у «НОВАТЭКа» — более, чем в два раза.
Медиаполе компании «НОВАТЭК» является самым качественным и сбалансированным в российском нефтегазовом секторе — у компании самый низкий в отрасли Индекс репутационного риска — 16 пунктов, высокий уровень Индекса прямой речи — 35%, отличные показатели Индекса заметности и количества упоминаемости в СМИ. Все это позволяет ей ежегодно улучшать свои позиции в отраслевых рейтингах.
Сводная таблица топ-25 компаний отрасли
Показатели 2018 года и их изменение к 2017 году (цветовое отображение)
Индекс упоминаемости
Показывает количество упоминаний компании в средствах массовой информации.
Индекс заметности
Показывает заметность компании или персоны в медиаполе по сравнению с конкурентами или с прошлым периодом. В основе лежит рейтинг источников по цитируемости. Упоминание во влиятельном СМИ имеет преимущество даже над несколькими заметками на сайтах-агрегаторах.
В рейтинге учитывается влиятельность источника и роль объекта в новости: главная или второстепенная. Чем более влиятельные СМИ писали о компании в главной роли, тем выше у нее индекс.
Индекс прямой речи
Показывает соотношение новостей с цитатами компании или персоны и общее количество новостей по компании или персоне за данный промежуток времени. Учитывает влиятельность СМИ и заметность анализируемого объекта в новости.
Индекс репутационного риска
Показывает текущую оценку рисков для репутации компании на основе анализа негативных фактов в публикациях.
«СКАН» — система комплексного анализа СМИ и соцсетей, разработанная ведущим российским информационным агентством «Интерфакс». В базе системы — более 28 000 источников, среди которых 3 000 — платные подписные издания. Ежедневно в базу данных СКАН поступает более 300 тыс. публикаций.
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости
|