При этом Shell заверяет, что данное решение не повлияет на другие совместные проекты с “Газпромом” и не принесет никаких финансовых потерь. Изначально проект предусматривал строительство завода в порту Усть-Луга Ленинградской области мощностью 10 млн тонн в год с возможностью ее увеличения до 15 млн тонн.
“Газпром” в свою очередь еще в конце марта выпустил пресс-релиз, в котором объявил о совместном с “РусГазДобычей” решении реализовать в районе Усть-Луги крупный проект по переработке и сжижению газа. В сообщении “Газпрома” название “Балтийский СПГ” уже не упоминалось, но говорилось о строительстве завода мощностью 13 млн тонн СПГ в год.
Также завод предполагает производство 4 млн тонн этана и более 2,2 млн тонн сжиженных углеводородных газов. Производимый заводом этан планируется поставлять на газохимический комплекс, который самостоятельно построит “РусГазДобыча”.
Опрошенные агентством ПРАЙМ эксперты по-разному расценили поступок Shell: способствовать решению об отказе от проекта могли и потенциальные санкции, и новая концепция по объединению мощностей, и потенциально не самая высокая экономическая целесообразность.
Скорее всего, иностранную компанию не устроила новая концепция завода, которая может заключаться в объединении завода по сжижению газа с заводом по переработке газа, полагает ведущий аналитик по нефтегазовому сектору ИК “Велес Капитал” Александр Сидоров. По его мнению, вероятнее всего, компанию могло не устроить ухудшение финансовых параметров проекта.
Пока Shell сама не объяснила свой выход из проекта, можно лишь предположить, что его экономическая целесообразность не столь очевидная, соглашается ведущий аналитик “Открытие Брокер” Андрей Кочетков. “В какой-то мере он создавался в качестве запасного варианта, если “Северный поток – 2″ не будет реализован”, — добавил он.
Реализация проекта “Газпромом” может быть замедлена из-за давления США, говорит Кочетков. “Поставки СПГ на европейский рынок могут быть затруднены из-за сильного давления со стороны США, которые сами желают насыщать европейский спрос своим СПГ”, — объясняет он.
СПГ и переработка газа – перспективные направления: небезызвестные “Ямал СПГ”, “Арктик СПГ-2”, да и недавняя заинтересованность “Лукойла” в покупке “Аммония” это подтверждают, парирует Сидоров. “Насколько экономически целесообразен проект для “Газпрома” – знают лишь участники проекта”, — добавляет он.
В любом случае, несмотря на громкое заявление об отказе от проекта, решение “Газпрома” и Shell никак не отразится на бизнесе компаний, считает эксперт. “Больших инвестиций не было, проект капиталоемкий, а значит, отдача была бы лет через 5, отношения между компаниями, вроде как, не испорчены, так как они собираются продолжать сотрудничество в других направлениях”, — рассуждает Сидоров.
При этом, по его мнению, ни одна из компаний не пострадает. Сидоров уверен, что “Газпром” в конце концов реализует проект по сжижению газа на данном направлении. “Газпром” любит большие стройки”, — подчеркивает он.
“Балтийский СПГ” будет достроен, так как бизнес по экспорту СПГ является одним из приоритетов для “Газпрома”, соглашается Суверов. Технологии по сжижению газа вместо Shell может предоставить немецкая компания Linde. К тому же, плюсом для “Газпрома” будет то, что она не станет претендовать на право продавать СПГ, заключает он.
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости
|