«Было бы целесообразно привлечь страны-поставщики к разработке правил этого рынка. Этого сделано не было. Я надеюсь, что на последней стадии будут привлечены наши эксперты», – заявил Яновский и добавил, что российскому Минэнерго хотелось бы донести до Евросоюза свое видение проблем будущего регулирования европейского газового рынка.
Стоит заметить, что министерства есть основания для озабоченности, учитывая, например, странную ситуацию, которая сложилась в настоящее время вокруг Газовой директивы ЕС. Даже европейских юристов не устраивают поправки к директиве, проталкиваемые Еврокомиссией.
В частности, юристы Совета ЕС критикуют Еврокомиссию за то, насколько бестолково разработаны эти поправки, направленные, кстати, против «Северного потока-2». Так, Юридическая служба Совета дала негативный отзыв о режиме предоставления исключений из измененной директивы.
В частности, ЕК предполагает, что отдельные страны смогут делать исключения из обновленной Газовой директивы, если это не навредит конкуренции на рынке ЕС или безопасности газоснабжения. Однако юристов Совета ЕС не устраивает то, как обосновываются эти исключения.
«Принципы единообразного применения законодательства ЕС и равенства предписывают, чтобы случаи отступления от общепринятых требований были объективно оправданными и ограниченными временными рамками. Дерогационный режим, предусмотренный предложением Еврокомиссии, не отвечает этим требованиям… В нем нет какого-либо объективного критерия для предоставления права на дерогацию… Он указывает, что дерогация должна быть ограниченной по времени, но никаких временных рамок при этом нет», – пишет в своем отзыве Юридическая служба Совета.
Кроме того, как указывают юристы, поправки к Газовой директиве созданы Еврокомиссией в нарушение принципа пропорциональности, содержащегося в правовой системе ЕС. Имеется в виду врачебный принцип «не навреди»: любые поправки к законам Евросоюза должны быть целесообразными, а возможные негативные последствия не выходить за определенные границы.
И потому в любых поправках отдельным документом должна присутствовать пояснительная записка с оценкой влияния нововведений на правоприменительную практику, а также отчет о консультациях с заинтересованными сторонами. Ничего этого в пакете документов, предоставленных Еврокомиссией, нет. Видимо, она слишком торопилась заблокировать проект «Северный поток-2», чтобы тратить время на всякие «мелочи».
В целом, анализ юридической службы Совета ЕС гласит, что при принятии предложенных ЕК поправок могут возникнуть правовая коллизия. То есть, может оказаться так, что на разных концах газопровода применяются разные законодательные нормы.
В этом случае будет необходимо заключение межправительственного соглашения по регулированию подобного трубопровода. По идее, именно для того и нужны исключения, упомянутые выше. Однако эти исключения являются временными, а значит спустя какой-то срок, причем, видимо, произвольно определяемый Еврокомиссией, правовая коллизия возникнет вновь.
Но тогда уже полномочия на заключение каких-либо договоров переходит от властей конкретной страны к самому Евросоюзу. В общем, можно сказать, что так называемые исключения из поправок к Газовой директиве — просто отписка Еврокомиссия с целью сохранения лица.
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости
|