События, разворачивающиеся в Германии после выборов, могут привести к тому, что проект строительства газопровода «Северный поток-2» может устроить в итоге всех — за исключением Украины и США, пишет обозреватель Bloomberg Леонид Бершидский.
В своей статье он вспоминает долгую и тернистую дорогу этого российского проекта, который в настоящее время в очередной раз подвергся давлению со стороны ограничить возможности российского «Газпрома» контролировать в Европе построенную им же инфраструктуру.
Как отмечает Бершидский, пока ситуация со строительством газопровода складывается фифти-фифти, поскольку осложнить работу российской стороне на европейском рынке газа. Анонсируется все та же цель – «ослабление энергетической зависимости от России», хотя в самом документе об этом прямо и не говорится.
«Российское предложение выглядит довольно просто: потребители Германии, которые в настоящее время платят за энергию едва ли не больше всех в Европе после того, как страна решила закрыть свои ядерные объекты, получат дешевый газ. Прежнее немецкое правительство непреклонно отстаивало «Северный поток-2» как чисто коммерческий проект и оставалось глухим к политическим аргументам. Однако все может измениться с формированием новой коалиции канцлера Ангелы Меркель, переговоры по которой сегодня ведутся с либеральной Свободной демократической партией и «зелеными»», – пишет Бершидский, отмечая, что «зеленые» выступают категорически против «Северного потока-2», оседлав своего старого «конька» – экологию, которая может пострадать в результате строительства «Северного потока-2».
Также «зеленые» настаивают на том, чтобы немецкие власти форсировали развитие в стране возобновляемых источников энергии, а не использовало российское «голубое топливо» в качестве ненадежной опоры в то время, как Германия постепенно отказывается от ядерной энергетики.
Далее в своей статье автор рассуждает о европейской солидарности с Украиной, которая потеряет жизненно важный для нее доход от транзита российского газа, о Польше, которая также имеет свои интересы, не связанные с российским газом, а также о США, которые, по сути, не имея возможности продавать свой сжиженный природный газ дешевле российского, но все-таки пытаются воздействовать на проект при помощи санкций.
Но, как пишет автор статьи, сегодня, после недавних выборов в Германии, ситуация складывается несколько иначе, чем она складывалась еще недавно, когда Россия получала от Германии серьезную поддержку по этому проекту.
«Солидарность с восточными соседями, не являющаяся приоритетом для правоцентристской партии Меркель и либералов, также важна для лояльных к левым настроениям «зеленых». Таким образом, они сделали вопрос «Северного потока-2» одной из наиболее острых тем на переговорах по коалиции. У Меркель может возникнуть соблазн пойти на компромисс в отношении «Северного потока-2», чтобы сблизить партнеров для решения более спорных вопросов, таких, например, как права беженцев на воссоединение семьи — из-за которых СвДП и «зеленые» готовы вцепиться друг другу в горло», – рассуждает Бершидкий, по мнению которого компромисс может быть найден на предложении, которое ЕК выдвинула на прошлой неделе. А именно: «Северный поток-2» пока считается оффшорным проектом, но если поправки будут приняты Брюсселем, то он подпадет под регламент ЕС по природному газу.
«Этот закон требует, чтобы трубопроводные проекты обеспечивали производителям газа равноправный доступ, принимали европейское тарифное регулирование и «разделяли» собственность и производство», – отмечает автор статьи, указывая, что если предложение ЕК пройдет, то российскому «Газпрому», скорее всего, придется продать акции проекта своим инвесторам – немецким компаниям Uniper и Wintershall, австрийской OMV, французской Engie и нидерландско-британской Shell.
ЕК призывает к переговорам с Россией, чтобы выяснить, станет ли она следовать предлагаемым европейцами правилам, пишет Бершидский, отмечая. Если Германия это предложение примет, то это, уверен автор статьи, станет большой неудачей для «Газпрома», в планы которого пока не входит передача контроля над своей газовой инфраструктуры. Также российский газовый холдинг опасается, что «тарифы ЕС могут сделать новый трубопровод невыгодным даже по сравнению с украинским маршрутом».
«Если Германия согласится с ЕК и изменение в правилах получит законную силу, то России придется или отказаться от проекта, либо принять новые условия. Последний сценарий был бы оптимальным для всех за исключением, пожалуй, Украины и производителей сжиженного газа США», – делает вывод Бершидский.
В статье также отмечается, что добыча собственного «голубого топлива» в Европе снижается, а такие поставщики как Алжир и Марокко уже не в состоянии нарастить поставки. Однако и страны ЕС хотят уже в ближайшей перспективе существенно снизить потребление угля — следовательно, газа им понадобится больше.
Как считает Бершидский, сегодня Европа по большому счету уже не опасается, что может попасть в реальную зависимость от РФ от поставок газа, поскольку европейская структура энергетики на самом деле уже диверсифицирована – особенно на фоне увеличивающейся активности производителей СПГ, которые с нетерпением ждут своего часа и работают над снижением затрат, пытаясь добиться ценового паритета с российским газом.
«В любом случае Россия, как никогда ранее зависит от экспорта энергии, поэтому она вряд ли готова перекрыть Европе газ и лишиться ее доверия, пусть даже нынешняя холодная война с Западом становится все ожесточеннее, – пишет Бершидский. – Если Россия не хочет потерять крайне важный для нее европейский рынок, то в ее стратегических интересах соблюдать европейские правила».
В публикации также отмечается, что такой опыт уже есть: в частности, указывается на сотрудничестве «Газпрома» с ЕК, когда российскую компанию обвинили в нарушении антимонопольных требований. Поэтому, считает Бершидский, если на «Северный поток-2» все-таки распространится новая газовая директива ЕС, то Россия будет вынуждены принять навязываемые ей правила игры на европейском рынке энергоресурсов.
«Что Bloomberg.
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости
|