Нефтяные компании ЛУКОЙЛ и «Газпром нефть» обратились к РЖД с просьбой не повышать больше, чем на уровень инфляции, тарифы на перевозку их грузов по железной дороге. Письмо такого содержания руководители компаний Вагит Алекперов и Александр Дюков направили на имя вице-премьера Аркадия Дворковича еще 20 октября. Однако только сейчас копия обращения попала в руки журналистов газеты «Ведомости«. В своем письмеАлекперов и Дюков также просят РЖД не производить индексацию порожнего пробега и не продлевать действие повышающих коэффициентов для экспортных нефтяных грузов. В аппарате вице-премьера изданию подтвердили, что письмо получено и над ним ведется работа. Общая индексация железнодорожных тарифов в текущем году уже проводилась — в среднем плата за перевозку грузов возросла на 7,5%. Однако в сентябре РЖД стали жаловаться властям, что могут закончить 2017 год с убытком в 142,4 млрд рублей. Монополия предложила правительству несколько выходов из положения. Один из них — продлить действие надбавки к тарифу для экспортных грузов (сейчас она составляет 13,4%). Второй вариант — точечно индексировать тарифы. Есть еще идея, непосредственно затрагивающая интересы нефтяников. РЖД предлагает тарифицировать все нефтяные грузы как грузы II класса (сейчас разные продукты относятся к разным классам). Такая мини-реформа принесла бы Российским железным дорогам дополнительные 80 млрд рублей. Согласно презентации РЖД, которую изучили журналисты «Ведомостей», воплощение этой идеи в жизнь несильно скажется на благосостоянии нефтяных компаний. В этом случае транспортная составляющая в конечной стоимости топлива не превысит 20,8% против текущих 20,6%, подсчитали эксперты монополии. Однако руководители ЛУКОЙЛа и «Газпром нефти» убеждены, что пересмотр тарифов увеличит финансовую нагрузку на НПЗ, и весьма прилично. Алекперов и Дюков приводят статистику: транспортная составляющая в цене готового продукта за последние три года выросла с 7 до 30%. РЖД нужно вообще отказаться от деления грузов на классы, а также от опережающего инфляцию роста тарифов и расширять инфраструктуру, пишут Дворковичу главы крупных нефтяных компаний. По данным «INFOLine-аналитики», ЛУКОЙЛ в первой половине 2016 года перевез по железной дороге 16 млн тонн нефтяных грузов, а «Газпром нефть» — 11 млн тонн. При этом транспортные расходы ЛУКОЙЛа в первом полугодии увеличились сразу на 11,7% до 147,2 млрд рублей. Затраты «Газпром нефти» на транспорт выросли не так значительно — на 1,4% до 66,7 млрд рублей. Но причина одна и та же — рост тарифов естественных монополий. Президент РЖД Олег Белозеров вчера встретился с представителями крупнейших компаний-клиентов. Один из участников совещания рассказал, что грузоотправители высказались за постоянную «плоскую» индексацию ж/д тарифов на уровне 4,5%. Уровень дополнительной индексации платы за провоз грузов стал предметом более долгой дискуссии. Однако клиенты РЖД выступают за то, чтобы эта надбавка была единой — без точечного применения для конкретных категорий грузов.
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости
|