Китай будет получать российский газ по западному маршруту по цене отличной от цены поставок по восточному. Об этом заявил заместитель председателя правления российского газового холдинга Александр Медведев.
Договор об объемах поставок остается прежним.
«Точка входа по восточному маршруту находится на расстоянии 4 тыс километров вдоль границы Россия-Китай по сравнению с западным маршрутом. Ясно, что этот фактор транспортировки не может не учитываться, поэтому одинаковой цены в пункте сдачи не будет по определению», — сказал он на пресс-конференции сегодня.
Ранее в этом месяце председатель совета директоров китайской CNPC Ван Илинь отмечал, что стоимость поставок российского газа по западному и восточному маршрутам, вероятно будет различной, хотя и будет рыночной.
Восточный маршрут проходит вблизи рынка сбыта в Китае, тогда как западный — на большом удалении от него, пояснял ситуацию Ван Илинь.
Гендиректор ООО «Газпром экспорт» Елена Бурмистрова сегодня в свою очередь сообщила, что по западному маршруту «на сегодняшний момент идет обсуждение коммерческих параметров и технических параметров поставок».
Она назвала также основные условия поставок по западному маршруту.
«В прошлом году в мае были подписаны основные условия поставок по западному маршруту, которые подразумевали поставку 30 млрд кубометров. С тех пор никаких изменений эти договоренности не претерпели», — сказала генеральный директор «Газпром экспорта», отвечая на вопрос о том, обращалась ли китайская сторона к российской с предложением пересмотреть объемы поставок «голубого топлива» по западному маршруту.
В 2014 года «Газпром» и китайская CNPC после 10 лет согласований наконец-то подписали соглашение по купле-продаже газа по восточному маршруту — по газопроводу «Сила Сибири». Причем договор был подписан при непосредственном участии в переговорах российского президента Владимира Путина. Этот договор предполагает поставки газа из России в Китай в течение 30 лет — ежегодно по 38 млрд кубометров.
Примерно через год «Газпром» и CNPC подписали предварительное соглашение об основных условиях поставок «голубого топлива» в Поднебесную по западному маршруту — по газопроводу, который позже получил название «Сила Сибири-2», с более освоенных российских месторождений в Западной Сибири. По этому соглашению, российская сторона обязалась ежегодно поставлять в КНР 30 млрд кубометров газа. Однако в настоящее время основной договор купли-продажи по этому направлению пока так и не заключен.
Напомним, что первый участок газовой магистрали «Сила Сибири», которая свяжет Россию и Китай (Чаянда (ресурсная база) — Ленск) уже строится. Приступила к строительным работам и китайская сторона. Общая протяженность газопровода составит свыше 5 тыс километров, из них 2200 км пройдут по российской территории. Согласно ранее заявленным планам, первый газ должен пойти по «Силе Сибири» в направлении Китая через четыре года или, если случатся непредвиденные задержки, через шесть лет. Однако в настоящее время сроки все время корректируются.
Некоторые российские и западные эксперты критично оценивают заключенную с Китаем мега-сделку по поставкам российского газа в Поднебесную по газопроводу «Сила Сибири». В контракте, отмечают они, оговорено, что цена, которую Китай собирается платить за российское «голубое топливо», будет привязана к текущим нефтяным котировкам, и «в этом заключается огромная проблема», поскольку при подписании соглашения цена за баррель нефти была больше 100 долларов, а сегодня она стоит меньше 50 долларов за баррель – и пока ничто не говорит о том, что к 2018 году цена будет выше.
Сегодня российско-китайские переговоры по поставкам газа из России по западному маршруту также сильно осложнились в связи с серьезным снижением цен на нефть.
Западный маршрут поставок российского газа предусматривает поставку в Китай газа с месторождений, которые находятся Западной Сибири. Они должны осуществляться по газопроводу «Сила Сибири-2», который ранее назывался «Алтай». Для Китая же сегодня в приоритете реализация контракта поставок топлива по восточному маршруту, хотя России выгоднее сначала реализовать поставки по западному маршруту — этот газопровод будет проще ввести в строй, соответствующая инфраструктура в целом была создана ранее, да и инвестиций потребуется существенно меньше.
Ранее CNPC была недовольна и стоимостью строительства, обозначенной «Газпромом». Китайцы полагали, что газопровод можно построить за меньшие средства.
Другая причина, почему Китай не спешат с реализацией «Силы Сибири-2», состоит в том, что новый газопровод ведет в малонаселенную северо-западную часть Китая, а не в промышленно развитый Юго-Восток. Это ставит Китай перед необходимостью построить еще нитку для дальнейшей транспортировки газа до места назначения. Нельзя также сбрасывать со счетов и конкурента России — Туркмению, которая поставляет топливо на восток Китая.
По мнению китайцев, конкуренция между Россией и Туркменией — это вполне нормальный процесс, однако для России это чревато снижением прибыли, которая и так получается вовсе не очевидной из-за больших затрат на реализация проекта «Сила Сибири» и низкой стоимостью сырья.
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости
|