Газ из России успешно выдержит конкуренцию с альтернативными поставками топлива в Европу и Турцию. Так можно резюмировать презентацию «Газпрома» на Дне инвестора, который госкомпания провела в Нью-Йорке после годичного перерыва.
Вспоминая о пропущенном прошлом годе, глава делегации — заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Медведев даже начал встречу со знаменитой фразы киношного Терминатора: «I’ll be back» («Я вернусь!»). По итогам общения с американскими инвесторами можно сказать, что российский холдинг никуда и не уходил.
Турция одним иранским газом сыта не будет
Потенциальные поставки газа из Ирана, с которого 16 января официально сняли экономические санкции, вряд ли смогут удовлетворить все потребности Турции. Поэтому Анкаре в любом случае придется искать на рынке дополнительные объемы «голубого топлива», заявил в своем выступлении зампред правления «Газпрома».
«Что касается контракта иранского газа с Турцией, то он действовал, несмотря на санкции против Ирана. С точки зрения увеличения объемов по этому контракту санкции не имеют никакого значения. Турция испытывает потребности в дополнительном газе. Откуда этот газ Турция получит, зависит от многих обстоятельств. Так что давайте подождем», — сказал Медведев.
Иран сейчас активно ищет новые возможности добычи и экспорта природного газа, в том числе через развитие мощностей по его сжижению для поставок СПГ по всему миру. Аналитики из США не исключали, что потенциальным рынком для дополнительных объемов иранского газа может стать именно Турция.
На это член правления «Газпрома» Олег Аксютин заметил, что вопрос транспортировки дополнительных объемов газа из Ирана упирается в недостаточно развитую там инфраструктуру. Чтобы переместить запасы «голубого топлива», которые в основном сосредоточены на юге страны, необходимо построить новые мощности — либо трубопроводы, либо СПГ-заводы, что потребует денег и значительного времени. Кроме того, по словам Аксютина, у Ирана высока собственная потребность в газе.
Нет необходимых мощностей для приема больших объемов газа из Ирана и у Турции. Поэтому представители «Газпрома» не исключили в будущем реанимации проекта «Турецкий поток». Аксютин подчеркнул, что сроки строительства трансчерноморского газопровода будут уточнены после нормализации отношений России и Турции. Правда, речь уже пойдет о двух, а не о четырех нитках.
Интересно, что одновременно с выступлением «Газпрома» в Нью-Йорке замглавы турецкой дипмиссии в Вашингоне Тугай Тунджер заявил информагентству Sputnik проекта «Турецкий поток». Анкара по-прежнему оценивает его как коммерческий и считает, что России и Турции нужно продолжать переговоры о деталях соглашения, заявил дипломат. Тем самым он дал понять, что крест на этом проекте еще не поставлен.
Продолжая иранскую тему, Медведев не исключил участия «Газпрома» в реализации экспортных проектов в Исламской Республике. В первую очередь, он имел в виду возможность своповых поставок российского газа на север страны, которые Иран будет замещать отгрузкой эквивалентных объемов своего «голубого топлива» контрагентам российской компании на юге. О готовности совершать такие сделки Москва и Тегеран заявили еще в октябре прошлого года.
«Не секрет, что в северных районах Ирана существенный дефицит газа. И не случайно на наших встречах тема использования российской продукции для удовлетворения потребностей Ирана была обсуждена довольно конкретно», — отметил Медведев.
И тут же вновь вернулся к теме конкуренции с крупнейшей в мире по запасам газа страной.
«Что касается экспортных возможностей Ирана, то они, конечно, существуют и в сжиженном, и в трубопроводном виде. Но каким будет назначение этого газа — это еще открытый опрос. Что касается Ирана или любой другой страны, мы конкуренции не боимся. Наши запасы, наши издержки, экспортная инфраструктура позволяют быть уверенными в том, что наша доля на мировом газовом рынке не будет снижаться», — заявил Медведев.
Спрос на СПГ из США в Европе будет ограниченным
Как мы уже сообщали, большое место в своей презентации «Газпром» отвел теме конкуренции с США на европейском рынке. Зампред правления российской госкомпании, выступая в Нью-Йорке, назвал коммерческую привлекательность поставок американского СПГ в Европу «весьма условной». По мнению Медведева, спрос в Старом Свете на этот энергоноситель будет ограниченным.
Зампред правления «Газпрома» отметил, что перспективы СПГ из США на европейском континенте можно оценить по стоимости форвардных контрактов на пять лет вперед на площадке Henry Hub. Контрактная цена складывается по следующей формуле: стоимость на площадке Henry Hub плюс маржа поставщика, издержки на сжижение, транспортировку и регазификацию.
«В пятилетней перспективе стоимость американского СПГ в большинстве случаев оказывается выше форвардных цен на британской площадке NBP. Таким образом, оказывается, что коммерческая привлекательность СПГ из США для Европы весьма условна и проблематична, а значит, можно ожидать, что импорт североамериканского газа Европой будет ограничен. Это еще раз косвенно подтверждает, что газ «Газпрома» был, есть и останется самым конкурентоспособным на крупнейшем рынке мира «, — подытожил Медведев.
«Газпром» проверяет бюджет на прочность при нефти по 20-25 долларов
Российский газовый холдинг в настоящее время тестирует свой бюджет на 2016 год, исходя из мировых цен на нефть в 25 и даже 20 долларов за баррель. Об этом сообщил, взяв слово в Нью-Йорке, первый заместитель начальника финансово-экономического департамента «Газпрома» Игорь Шаталов.
Экономист напомнил, что на момент подготовки бюджета на текущий год в него закладывалистоимость нефти в 50 долларов, что тогда было ниже большинства прогнозов аналитиков. Однако «Газпром» рассчитал стрессовый сценарий с ценой 35 долларов, что позволило компании подготовиться к нынешней ценовой ситуации.
В своем докладе Шаталов сообщил, что средняя стоимостьпоставок газа в дальнее зарубежье (в Европу и Турцию), заложенная «Газпромом» в бюджет-2016, — 199 долларов за 1 тыс кубометров (в 2015 году российский газ продавался в среднем по 243 доллара). Отдельно оговорен стрессовый сценарий с ценой экспортных поставок газа в 2016 году в 169 долларов за тысячу кубов.
При этом курс рубля на 2016 год «Газпром» заложил на уровне 63,3 за 1 доллар США (76,7 при реализации стрессового сценария).
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости
|