У “Газпрома” есть возможность быстро достроить “Северный поток-2”, но для этого придется обратиться к необычным для него строительным подрядчикам. Об этом пишет аналитик по газу Центра энергетики Московской школы управления “Сколково” Сергей Капитонов в своей авторской статье, опубликованной Московским центром Карнеги.
“Конечно, в мире совсем немного инжиниринговых компаний, предоставляющих аналогичные услуги… Но они есть. Проблема для “Газпрома” тут скорее в том, что почти все компании-конкуренты и трубоукладчики зарегистрированы в связанных с Западом юрисдикциях, а не в странах-изгоях, для которых дополнительные американские санкции не стали бы чем-то из ряда вон выходящим”, — пишет эксперт.
Компании, строящие морские газопроводы, в основном находятся в странах с традиционно сильной морской нефтегазодобычей. Речь идет о США, Великобритании, Нидерландах, Румынии, есть менее привязанные к национальной нефтегазовой промышленности компании из Италии, Франции, Швейцарии, есть восточный сектор с фирмами из ОАЭ, Малайзии, Китая, есть трубоукладчик даже в обложенном американскими санкциями Иране.
“И в России имеются такие суда: как минимум, это собственное судно “Газпрома” “Академик Черский”, которое сейчас находится в порту Находки, и трубоукладочная баржа Fortuna компании МРТС (“Межрегионтрубопроводстрой” — ред.), стоящая в порту Мукран на острове Рюген”, — отмечает Капитонов.
Однако Fortuna, которая ранее уже участвовала в строительстве “Северного потока-2”, не подходит для датского участка проекта по техническим требованиям регулятора. “Поэтому “Газпрому” придется или пригнать с Дальнего Востока собственное судно, или обратиться за помощью, например к китайским компаниям, которые более сдержанно относятся к санкционным угрозам со стороны США”, — пишет эксперт.
Впрочем, считает Капитонов, подходящее судно можно попробовать купить через цепочку фирм. Так в свое время в СССР в условиях санкций США удалось осуществить сделку “газ – трубы”. “Да, это дорого: судно-трубоукладчик может стоить и 300 млн долларов, и даже 500 млн. Но ржавеющая в водах Балтики труба финансово, репутационно да и символически гораздо хуже”, — заключает он.
Есть, правда, еще один вариант, но совершенно не подходит по срокам реализации. Глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов заявил, что ОСК может за 1,5-2 года спроектировать российское судно-трубоукладчик.
Но на его постройку уйдет еще 3-4 года. Этот корабль будет способен осуществлять такие работы, как прокладка газопровода “Северный поток-2”. Но ждать 5-6 лет, чтобы достроить полторы сотни километров газопровода – это нонсенс.
“То есть, иными словами, в случае с “Северным потоком – 2″ разумнее всего будет найти оперативное решение проблемы вместо того, чтобы пытаться сделать что-то глобальное. В крайнем случае, я думаю, можно задуматься о закупке подобного судна”, – пояснил эксперт.
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости
|