Еврокомиссия (ЕК) не считает целесообразным реализацию проекта по строительству газопровода “Северный поток-2”, поскольку, как предполагается, в будущем потребление газа в странах ЕС будет неуклонно снижаться. Об этом говорится в материалах ЕК.
В ЕК считают, что в следствии снижения внутреннего производства «голубого топлива» странами союза и потребления газа европейскими потребителями импортные поставки газа в ЕС к 2030 году будут стабильными. Также в ЕК уверены, что уже имеющаяся инфраструктура по импорту топлива в совокупности с увеличением конкурентоспособности поставок сжиженного природного газа (СПГ) делают бессмысленным строительство новой мощной газовой магистрали, например такой, какой должен стать “Северный поток-2”, пояснили в правительстве ЕС.
Основной же постулат Брюсселя оказался прежним – “продолжать поддерживать” сохранение транзита российского «голубого топлива» в страны Евросоюза через территорию Украины. Еще бы: а как долги Киев будет отдавать, когда окажется перекрыт поток российских транзитных денег? Да и в Европе есть довольно мощное финансовое лобби, которое очень уж заинтересовано в «прихватизации» украинской газотранспортной системы, без российского газа ломанной гривны не стоящая. А также на поверхности лежат и прочие “аргументы” противников “Северного потока-2”.
Сегодня ЕК согласовала свои предложения по поправкам к Газовой директиве Евросоюза, предложив изменить ныне действующие ключевые принципы энергетического законодательства ЕС. Предлагается применить внутренние правила ко всем газопроводам, которые идут в какую-либо из стран союза из третьих государств. Налицо очередная попытка поменять европейское законодательство, как говорится, по ходу дела — лишь под один проект, который называется «Северный поток-2». Тем более, об этом очень уж пекутся заокеанские “партнеры”, которые хотят продавать Европе свой более дорогой сжиженный газ, вытеснив с европейского рынка Россию. Собственно, именно это сегодня в Европе по большому счету и называют «энергетической диверсификацией». А конкретные экономические интересы одной из сторон преподносятся под политическим «соусом» – естественно, как защита от России, которая размахивает «энергетической дубинкой» и вот-вот покалечит ею бедных европейских потребителей.
Предполагается, что практические изменения в юридической ситуации внесения поправок в законодательство ЕС, которое касается газопроводов, ощутят лишь те из них, что входят в юрисдикцию ЕС через морскую границу. А поскольку “Северный поток-2” пройдет по морю, на него пока не распространяются все правила внутреннего рынка Евросоюза и пресловутого третьего энергетического пакета, который, в частности, разделяет поставщиков и транзитеров “голубого топлива”. Правда, еврочиновники иногда делают исключения из правил, но к российскому “Газпрому” это не относится.
Поэтому ЕК сегодня и пытается изменить ситуацию своими “новшествами”, но вынесенные предложения все-таки придется обсуждать и согласовать — сделают это в Совете стран ЕС и Европарламенте, где расклад сил пока не столь очевиден, как кому-то это может показаться, так как у газопровода «Северный поток-2» все-таки есть и свои довольно сильные защитники, которых, в частности, опекает немецкий бизнес. Однако очевидно, что в настоящее время делается мощная попытка поставить крест на “Северном потоке-2” – примерно такой, какой был поставлен на проект “Южный поток”.
Официальный представитель Nord Stream 2 AG (дочернее предприятие “Газпрома”, реализующее проект «Северный поток-2») в ЕС Себастьян Сасс считает, что ЕК начала в ускоренном режиме инициировать принятие поправок в энергетическое законодательство, что в результате может нанести серьезный ущерб инвестициям в инфраструктуру региона.
Между тем вице-президент ЕК по энергетическому союзу Марош Шефчович продолжает рассчитывать на получение ЕК от Совета стран Евросоюза мандата на проведение переговоров с Россией о возможности создания специальной юридической базы для работы газопровода “Северный поток-2”, который планируется построить по дну Балтийского моря.
Еще летом этого года Еврокомиссия запросила этот мандат, а теперь возможность его выдачи рассматривается Советом стран ЕС.
“Я надеюсь на то, что мы получим положительную поддержку мандата в Совете и сможем перейти к переговорам с Россией”, — заявил на пресс-конференции Шефчович, которые рассчитывает, что новые предложения ЕК по поправкам к Газовой директиве ЕС могут прояснить для Совета юридическую базу строительства «Северного потока-2» и повысить шансы получения мандата, против которого выступают Россия и Германия.
Между тем многие эксперты отмечают, что вопрос выдачи мандата ЕК на переговоры с Россией по “Северному потоку-2” ставится лишь с одной целью – в идеале торпедировать проект или, по меньшей мере, затянуть как можно дольше его реализацию.
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости
|