“Я бы хотела прояснить, что бурение разведочной скважины в Черном море идет по плану. Но мы продолжаем постоянно следить за тем, чтобы наша деятельность соответствовала принятым санкциям, – отметила руководительница Eni. – Мы пытаемся понять лучше, что делать, потому что ситуация неопределенности создает некоторые проблемы. Мы должны быть абсолютно привержены исполнению санкций, потому что у нас листинг в США “.
Напомним, еще в декабре прошлого года появилась информация, что Eni нашла лазейку в стене американских санкций против России, что позволило ей сильно огорчить ExxonMobil. Теперь итальянский нефтегигант позволяет себе делать то, что не может американский — бурить глубоководные скважины на российском шельфе.
Дело в том, что бурение, которое Eni осуществляет по заказу «Роснефти» в Черном море, производится с платформы Scarabeo 9, причем на глубине более 2 тыс метров. Неспециалисту этот факт ничего не объясняет, поэтому необходимо немного углубиться в историю вопроса.
Scarabeo 9, которая принадлежит Saipem SPA, – не совсем обычная глубоководная буровая. Платформа была построена главным образом в Китае, причем по норвежским чертежам. Санкции же запрещают использование для бурения на российском шельфе только американские установки или платформы, где присутствует американское оборудование и технологии.
Ничего этого на Scarabeo 9 нет. И как следствие, платформа может спокойно работать на Западно-Черноморском лицензионном участке, который, по предварительным оценкам, содержит 600 млн тонн нефти и 100 млрд кубометров газа.
В принципе, у месторождения есть хороший потенциал доразведки, однако эксперты считают, что Eni просто захотела помочь своему партнеру по разработке египетского «Зухра» – «Роснефть» недавно купила долю в этом проекте за 1,125 млрд долларов. Тем не менее, по мнению аналитиков, данная ситуация — еще одна победа России в мировом энергетическом противостоянии с Америкой.
“Масштаб работ здесь не важен, важна геополитическая составляющая вопроса, – рассуждает Алехандро Демичелис, директор инвестиционного банка Hannam & Partners. – Eni и итальянцы в целом всегда были ближе к России, чем к США, по крайней мере, с точки зрения добычи нефти и газа”.
Правда, лазейка, открытая Eni, уже закрыта, так что последователей у Scarabeo 9, вероятнее всего, не будет. Новый закон, недавно принятый в США, распространяет действие санкций на любую неамериканскую компанию, которая вложила деньги в глубоководные проекты на российском шельфе, а также в сланцевые разработки после 1 сентября 2017 года.
К Eni у американцев нет претензий, поскольку план буровых работ был согласован гораздо раньше. Однако работа даже одинокой Scarabeo 9 — это щелчок по носу ExxonMobil. Еще год назад крупнейшая в мире нефтегазовая корпорация просила власти США сделать для нее исключение, чтобы она могла продолжить работы на перспективнейшем российском шельфе. Но ей было категорически отказано.
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости
|