Инцидент со сбитым самолетом Су-24 и последовавшие за этим заявления российских властей ставят вопросы о том, будут ли совместные с Турцией проекты приостановлены или в России от них предпочтут и вовсе отказаться. Причем одним из ключевых вопросов остается будущее газовых проектов — в частности, строительство «Турецкого потока».
После резких заявлений российского президента Владимира Путина многим стало понятно, что говорить о дружбе и партнерстве с Турцией больше не приходится — причем едва ли случится это даже в среднесрочной перспективе. По крайней мере, между лидерами России и Турции уже не будет прежних доверительных отношений, которые, увы, не прошли проверку сирийским кризисом. Пока же СМИ всего мира рассуждают о том, каким будет ответ России на «удар в спину» и как Турция будет на все это реагировать.
Энергетика — самая, пожалуй, важная область сотрудничества двух стран, причем для обеих сторон. Для России потому, что, возможно, придется полностью закрывать, например, проект по строительству газопровода «Турецкий поток», по которому РФ планировала транспортировать свой газ в обход территории Украины в саму, собственно, Турцию, которая является вторым по величине рынком сбыта для «Газпрома», а также в Южную Европу. Для Турции проблема заключается в том, как успешно и быстро она сможет нивелировать возможные потери от прекращения тесного энергетического сотрудничества с Россией.
Кто бы что ни говорил, но .
Также Россия и Турция активно сотрудничают в сфере атомной энергетики: РФ заключила с Турцией контракт на строительство АЭС «Аккуя».
Велика вероятность, что всем этим проектам суждено пройти достаточно жесткое испытание Сирией: глава Турции Эрдоган недоволен действиями авиации России в этой стране, на которую имеет совершенно отличные от российских взглады и планы; РФ сегодня считает Турцию одним из основных «кошельков» «Исламского государства» (террористической организации, запрещенной в России). Это все лежит на поверхности — плюс немало других факторов, которые неизбежно повлекут в лучшем случае серьезное охлаждение отношений между двумя странами. Но в данном случае мы затронем лишь вопрос, который касается того, как будет действовать Турция, если Россия все-таки решит отрезать Анкару от своих поставок газа. Очевидно, что Эрдогану придется искать новые источники, которые смогут удовлетворить примерно 60% потребностей страны — и сделать это будет не очень просто.
Эксперты утверждают, что РФ не может себе такого позволить в столь трудный для российской экономики час. Но все-таки предположим обратное…
«Турция получает из России около половины поставок природного газа, а «Газпром» получает за счет экспорта в страну порядка 10 млрд долларов. Это делает энергетические связи непривлекательными для возмездия. Поэтому Россия будет искать другой способ ответа», — сообщает Bloomberg.
Ряд экспертов считает, что у Турции существуют немало рычагов для борьбы с возможными негативными последствиями после сворачивания энергетического сотрудничества с Россией, поскольку у турок действительно имеется свои козыри в рукаве, хотя Анкаре и придется по-новому посмотреть на то, какие альтернативные энергетические поставки можно привлечь.
Пока есть два более-менее подходящих для Турции варианта, поскольку рассчитывать на поставки газа из Катара нельзя в складывающихся условиях даже в долгосрочной перспективе, — это поставки из США и Ирана.
Импорт сжиженного газа из США – давнишняя идея, которая до сих пор так и не заработала даже в Европе. СПГ слишком дорог, если пытаться заместить им все российские объемы, да и рассчитывать на сколь-нибудь приличные объемы поставок Турции не приходится. Плюс придется полностью создавать соответствующую инфраструктуру, на что понадобятся десятки миллионов долларов инвестиций, что для ослабленной кризисом экономики Турции — непосильная ноша.
Пока расходы на транспортировку СПГ из США в Европу или Азию делают цену на «голубое топливо» для конечного потребителя довольно высокой, хотя Катар, Алжир и Норвегия, могут экспортировать сжиженный газ в Европу по довольно низкой цене, но цена все равно примерно на 10% выше российского трубопроводного газа.
Не все так просто может сложиться для Турции и в газовых взаимоотношениях с Ираном. Сегодня Иран физически не может нарастить экспорт газа в Турцию, да и нужно принимать во внимание, что позиции России и Ирана значительно сблизились на фоне войны в Сирии, хотя, конечно же, интересы совпадают далеко не по всем вопросам.
Пока же российская помощь Сирии не будет забыта в Тегеране, поскольку в противном случае в Дамаске усядется марионеточное правительство, которое будет полностью подконтрольно Саудовской Аравии, Катару, Турции и США, которые на время забудут обо всех своих разногласиях в подходе к госустройству Сирии. Для Ирана это было бы еще большей угрозой со всех точек зрения — экономики, политики и т.д.
Именно поэтому Иран может хотя бы временно поддержать российские интересы, поэтому Анкаре будет довольно сложно выторговать приемлемые для себя условия в поиске альтернативных источников газа. Иран также прекрасно понимает, какие угрозы несут и идеи паносманизма Эрдогана.
Выходит, что альтернатива российскому газу у Турции все же есть, но за нее придется достаточно дорого заплатить. Да и переговоры не обещают быть легкими. Но делать это придется очень быстро, если Россия «отрежет» Турцию от своего газа. Однако это весьма сомнительно. По крайней мере, так видится сегодня.
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости
|