Великобритания переживает энергетический бум, замешенный на кофейной гуще. Стартап-компания bio-bean придумала как превращать это сырье в биотопливо и теперь собирает данный вид отходов по всей стране. Об этом пишет в октябрьском номере корпоративный журнала Caswinner германской Wingas GmbH (совместного предприятия компании Wintershall — дочернего предприятия химического гиганта BASF, и российского «Газпрома»).
Автор идеи, он же основатель bio-bean — 24-летний несостоявшийся архитектор Артур Кэй. Все началось с того, что он создал проект кофейни, которая обеспечивала бы себя энергией из собственных отбросов. Три года назад концепция Кэя заняла первое место на экологическом конкурсе лондонской мэрии. Молодой ученый забыл о дипломе архитектора и учредил свой стартап вместе с сокурсником по Университетскому колледжу Лондона (UCL) Бенджамином Харрименом.
Как выяснилось впоследствии, спитой кофе — прекрасный источник экологически чистой энергии, поскольку содержание масел в нем доходит до 20%, что ставит его в один ряд, например, с рапсом. Теперь предприятие bio-bean перерабатывает гущу промышленным способом и продает свою продукцию британским компаниям, которые используют ее для отопления зданий и в качестве топлива для автомобилей.
Производственный цикл занимает всего несколько часов: кофейную гущу высушивают, затем выпаривают вместе с органическим растворителем, позволяющим отделить масло от остальных компонентов. Затем с помощью химической реакции масло перерабатывается в биологическое дизельное топливо в соотношении 1:1. А оставшийся от гущи жмых прессуется в топливные окатыши органического происхождения (пеллеты), использование которых для получения энергии на 50% эффективнее сжигания древесины.
«Наша продукция имеет стопроцентно нейтральный показатель высвобождения углерода, это доступная, экологически чистая и производимая на месте альтернатива обычным видам топлива», — рассказывает Кэй.
По данным bio-bean, переработка 1 тонны кофейных отходов позволяет получить около 200 литров горючего и сократить выбросы углекислого газа на 6,8 тонны. Причем качество продукта не зависит от исходного сорта кофе: робуста, арабика и даже осадок напитка без кофеина обладают одинаковой энергоемкостью и экологической чистотой, заявил биохимик из британского Университета Бата Крис Чак.
«В случае использования другого исходного материала для биодизеля возможны значительные отклонения», — предупреждает Чак.
Завод bio-bean площадью 2 тыс квадратных метров располагается недалеко от столицы Великобритании — в Кембридже, что позволяет охватить большое число компаний-поставщиков. К тому же плата за аренду не такая высокая, как в Лондоне. Инвесторы, включая нефтегазового гиганта Royal Dutch Shell, мэрию Лондона и сам UCL уже вложили в стартап несколько миллионов евро. Кроме того, проект получил грант в 500 тыс евро в результате победы в Green Challenge — крупнейшем международным конкурсе «зеленых» предприятий.
Сейчас уже bio-bean собирает кофейную гущу не только в кофейнях. Идут в дело и отходы с предприятий по обжарке зерен и изготовлению растворимого кофе. По словам Кэя, за один заход можно получить 40 тонн сырья. При этом его поставщики экономят до 200 тыс фунтов в год, которые они бы затратили на утилизацию отбросов кофейного производства.
В сумме предприятия Великобритании дают в год свыше 500 тыс тонн кофейных отходов. Завод bio-bean в Кембридже способен переработать около 10% этого объема, и эта доля будет расти. Компания планирует построить второе предприятие и ведет переговоры о расширении производства за границами Соединенного Королевства.
Мэр Лондона Борис Джонсон всерьез рассчитывает в обозримом будущем перевести столичные автобусы на «кофедизель». Основатель компании Кэй относится к этой затее серьезно и ведет интенсивные переговоры с мэрией по поводу перспектив сотрудничества.
У данного производства только один серьезный недостаток — существуют естественные ограничения по объему выпуска. Ежегодно в мире производится порядка 8 млн тонн кофейных зерен и выпивается свыше 600 млрд чашек кофе. Однако даже если все кофейные отходы будут направляться на производство биотоплива, его предложение вырастет на планете менее чем на 1%.
Поделиться статьей в социальных сетях
|