Формирование личности экономиста — процесс сложный и длительный. Он нуждается в создании четкой системы непрерывного образования экономических кадров. При этом особое значение приобретает вузовский этап такого образования. Системообразующим фактором здесь выступают цели профессиональной подготовки экономиста нового типа.
Суть и задача мышления
Значение мышления при подготовке специалиста к практической деятельности достаточно велико. Приобретенные знания не могут быть зафиксированы без мыслительных действий. Развитие мышления имеет огромное значение в формировании личности грядущего экономиста. Недостатки умственной деятельности сдерживают ориентацию личности не только в окружающей среде, но и в разных ситуациях. Понимать людей, творить науку можно благодаря мышлению.
Известно, что мышление человека характеризуется четкой направленностью самого процесса на восприятие и решение задачи. Это обеспечивается постановкой вопроса, в котором формируется сама задача. От четкости постановки вопроса зависит не только четкость задачи, но и целеустремленность самого мышления. В то же время конкретизация задачи обеспечивает активизацию знаний и использование в новых условиях.
Решение задач по экономике начинается с осознания задания и выяснения методов. Важно видеть невыясненные стороны. Определенную роль играют умения, помогающие сосредотачиваться на вопросе или проблеме. Следует помнить, что интерес, заинтересованность в решении задачи играют активную роль в мышлении, а идея ее решения возникает посредством догадки.
Таким образом, мышление всегда возникает и начинается с задачи и осуществляется как процесс решения познавательных и других задач. В зависимости от того, как будущий экономист решает задачи, можно судить и об уровне развития его профессионального мышления.
Большинство профессиональных задач, решаемых будущим экономистом, имеют особенности общей специфики практического мышления. Это прежде всего — проблемные ситуации, возникающие, как правило, неожиданно. В то же время они составляют часть практической деятельности, их решение профессионально необходимо.
К профессиональным знаниям, полученным при обучении, присоединяется личный опыт будущего экономиста, которым он руководствуется в конкретной учебной ситуации. Практическому разуму экономиста присущи профессиональная интуиция и индуктивное мышление, которые помогают ему опираться на общие законы в процессе решения отдельной задачи. Не стоит недооценивать и решение задач на заказ, поскольку таким способом будущий экономист уже начинает формировать свою личную экономику.
Умственная деятельность будущего экономиста должна подвергаться контролю и проверке, быть доступной рациональному способу доказывания. Диагностировать уровень развития профессиональных качеств студента-экономиста, выявить причины недостатков, ликвидировать или нейтрализовать их, предупредить в будущем — содержание профессионального мышления и основывающейся на этом деятельности.
Поделиться статьей в социальных сетях
|