Рынок российского сжиженного природного газа входит в период глубокой перестройки. Под давлением санкций США, Европейского союза и сопутствующих финансовых ограничений привычные маршруты и контракты перестают работать.
На глазах формируется новая логика экспорта. Европа постепенно сворачивает закупки и готовится к формальному эмбарго на российский СПГ. Азия усиливает роль ключевого покупателя, но требует скидок и гибких условий. Логистика удлиняется, ледовые танкеры работают на пределе, страховщики из Лондона грозят выйти из игры.
«Маржа снижается, плечи растут, но выбор прост либо перестраиваться, либо останавливать заводы»
признают эксперты отрасли.
Разберем по ключевым проектам, как российские игроки приспосабливаются к новому ландшафту, что уже потеряно безвозвратно, а где еще сохраняется пространство для маневра.
Общая картина
Спрос, объемы, перераспределение потоков
По данным международных агентств, российский экспорт СПГ в январе–ноябре сократился примерно на 2 процента до 28,4 млн тонн. Само падение пока выглядит умеренным, но внутренняя структура поставок меняется заметно.
Европейское направление за 11 месяцев снизилось примерно на 16 процентов в годовом выражении. Выпавшие объемы частично ушли в Азию, прежде всего в Китай, Японию и Южную Корею.
Консультанты фиксируют высокую волатильность в течение года.
Октябрь стал рекордным месяцем примерно 3,4 млн тонн, ноябрь показал откат до 3,19 млн тонн, но при этом сохранил плюс к прошлому году примерно на 10 процентов.
«Это отражает не скачки спроса, а влияние логистики. При смещении поставок на более длинные азиатские маршруты увеличивается время оборота флота»
отмечает аналитик Юлия Шаврина.
Проще говоря, те же танкеры делают меньше рейсов за тот же период, поскольку идут существенно дольше.
«Портовая»
Балтийский завод между Калининградом и Китаем
СПГ‑завод «Газпром СПГ Портовая» долгое время ориентировался на ближнюю экспортную географию Турцию, Грецию, Испанию, Италию. Мощность предприятия примерно 1,5 млн тонн в год, запуск состоялся в сентябре 2022 года.
В январе 2025 года против завода и части флота были введены санкции США. Экспорт практически встал. Некоторое время газовозы ходили только в Калининград, обеспечивая регион в тестовом варианте.
8 декабря ситуация изменилась. Газовоз Valera бывший «Великий Новгород» доставил первую после санкций партию СПГ в Китай, в терминал Бэйхай. Судно обошло Европу и Африку, сделав длинный рейс вокруг континентов.
По словам экспертов, этот маршрут стал демонстрацией того, что технологически вывозить газ даже при ограничениях возможно, пусть и с падением прибыли из‑за увеличившегося плеча.
«Пришлось отправлять далеко. Маржа из‑за большого расстояния падает, но это лучше, чем ничего»
отмечает аналитик Станислав Митрахович.
Отдельный контекст Калининград. Сейчас регион получает газ в основном по трубе через Литву, однако контракт на транзит истекает в конце 2025 года.
«На случай, если соглашение не продлят, «Газпром» готовит СПГ‑обеспечение области. Мощность «Портовой» фактически соответствует годовому спросу региона. Завод под эту задачу и создавался, экспорт был временной опцией»
поясняет директор по исследованиям Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев.
Если же трубопроводный маршрут все‑таки сохранится, предприятие продолжит искать внешние рынки, и рейс в Бэйхай в таком случае вряд ли станет последним.
«Криогаз‑Высоцк»
Малотоннажный тупик на Балтике
Совсем другая история у «Криогаз‑Высоцк». Это также балтийский завод, но меньшего формата и с другой логикой работы.
Предприятие принадлежит «Новатэку» и ориентировалось на короткие маршруты внутри Балтийского и Северного морей. Его танкеры небольшие, максимальный разовый груз около 13 тысяч тонн, что мало по мировым меркам. Основная идея заключалась в регулярных поставках в европейские порты в радиусе нескольких дней плавания.
После попадания под санкции в январе последняя отгрузка состоялась 18 февраля в Бельгию. Дальше, по оценкам аналитиков, завод фактически встал.
«Отправлять СПГ в Китай с такого завода проблематично. Он не рассчитан на крупные суда и длинные рейсы»
подчеркивает Белогорьев.
Теоретически можно было бы переключиться на внутренний рынок. Например, снабжать СПГ региональные порты, автозаправки, речной и морской транспорт. Однако реальный спрос на такие объемы малотоннажного СПГ пока ограничен.
«Чтобы загрузить завод, нужен рывок во внутреннем потреблении сжиженного газа, в том числе в Санкт‑Петербурге и Ленобласти. К примеру, перевести на СПГ экскурсионные суда на Неве и каналах. Такие планы обсуждаются, но до масштабного спроса еще далеко»
говорит эксперт.
Планируемое полное эмбарго ЕС на российский СПГ практически закрывает для «Криогаз‑Высоцка» внешние варианты. Без быстрой программы газификации транспорта и коммунального сектора с использованием СПГ предприятие рискует надолго остаться недогруженным.
«Ямал СПГ»
Опора на Европу и осторожный поворот к Азии
Флагман российского сжиженного газа «Ямал СПГ» работает в иной лиге. Проект мощностью 17,4 млн тонн в год имеет диверсифицированную структуру собственности. Контроль у «Новатэка», заметные доли у французской TotalEnergies, китайской CNPC и Фонда Шелкового пути.
Завод остается главным поставщиком российского СПГ в Европу. Более 70 процентов отгрузок за 11 месяцев пришлось на ЕС. Основные покупатели Франция, Бельгия, Испания, в меньших объемах Нидерланды, Португалия, Италия.
«Это во многом следствие контрактной структуры. Около двух третей долгосрочных обязательств завода принадлежат европейским компаниям. Плюс география. Европа объективно самый удобный и выгодный рынок для ямальского газа»
отмечает Белогорьев.
Фактические объемы при этом слегка просели. За январь–ноябрь экспорт с «Ямал СПГ» снизился примерно на 5 процентов до 16,9 млн тонн, хотя отдельные месяцы, такие как ноябрь, показывали рост к прошлому году.
Пока постепенно действуют прежние контракты, поставки продолжаются. Однако в октябре ЕС утвердил пакет санкций, предусматривающий ввод запрета на импорт российского СПГ.
Переход предусмотрен ступенчато.
• по краткосрочным контрактам, заключенным до июня 2025 года, ограничение заработает весной 2026 года
• по долгосрочным соглашениям с 1 января 2027 года
После этого объему в районе 14 млн тонн в год придется искать другие рынки.
«Теоретически значительная часть может уйти в Китай. Но это повлечет перестройку логистики и снижение доходности. Вопрос, готов ли Китай забрать весь высвобождающийся объем, остается открытым»
предупреждает Белогорьев.
Аналитики сходятся во мнении, что делая ставку на Азию, нельзя ограничиваться одним Китаем. Рассматриваются Индия, Южная Корея, расширение поставок в Юго‑Восточную Азию.
«На этих рынках конкуренция острее. Покупатели будут требовать скидок, быстрой доставки и готовы выбирать между катарским, австралийским, американским и российским СПГ»
заявляет представитель логистической компании Александр Токарев.
У TotalEnergies, одного из ключевых партнеров, примерно 5 млн тонн в год законтрактовано с «Ямала СПГ». Из них около 2 млн тонн традиционно шло в Европу, 2 млн в Азию, еще 1 млн без жесткой региональной привязки. Как подчеркивает глава компании Патрик Пуйанне, часть этого портфеля можно будет переориентировать в Турцию, Индию и другие направления вне ЕС.
«Сахалин‑2»
Тихоокеанский исключительный случай
В отличие от балтийских активов и ямальского проекта, сахалинский СПГ‑завод пока чувствует себя относительно спокойно.
«Сахалин‑2» мощностью около 9,6 млн тонн в год принадлежит «Газпрому» и японским компаниям Mitsui и Mitsubishi. Для Японии этот проект критически важен. На него приходится около девяти процентов ее газового потребления.
«Против таких поставок Токио не заинтересован вводить какие‑либо жесткие ограничения»
подчеркивает Митрахович.
Экспорт в отдельные месяцы слегка колеблется, в одном из ноябрей фиксировалось небольшое снижение порядка двух процентов. Но принципиальных угроз со стороны санкционных решений к сахалинскому проекту сейчас нет.
Даже в гипотетическом случае обострения политического фона у завода есть близкий альтернативный рынок северо‑восточный Китай и Корейский полуостров. Географическая близость делает «Сахалин‑2» удобным поставщиком для этого региона.
«Тот факт, что завод физически ближе к ряду азиатских потребителей, чем конкуренты, дорогого стоит. Логистическое плечо и затраты в его пользу»
отмечает Белогорьев.
Пока же японские партнеры объективно заинтересованы в сохранении стабильных поставок, а значит, проект остается одним из самых устойчивых элементов российского СПГ‑портфеля.
«Арктик СПГ 2»
Санкционный флагман с дефицитом танкеров
Проект «Арктик СПГ 2» изначально задумывался как новый флагман российской отрасли с проектной мощностью почти 20 млн тонн в год. Конфигурация собственности разнообразна. Контроль у «Новатэка», заметные доли у TotalEnergies, китайских CNPC и CNOOC, а также у японского консорциума.
Именно на этот проект пришелся основной удар американских санкций. Запуск первой линии на 6,6 млн тонн состоялся в конце 2023 года. Вторая линия стартовала только весной 2025 года с опозданием. Запуск третьей перенесен на 2028 год.
Поставки в Китай были начаты в 2024 году, затем из‑за санкционного давления на время прекращались и возобновились лишь летом следующего года. За период работы с рестартом в Китай ушло около 1 млн тонн, плюс часть объемов находилась в пути или в плавучем хранилище у Камчатки.
«Китайские акционеры пытались добиться для проекта послаблений, но даже без этого продолжают с ним работать»
рассказывает Митрахович.
Главное ограничение сейчас не только санкции как таковые, но и флот.
В распоряжении завода на зимний период есть только один ледовый танкер класса Arc7 Christophe De Margerie. Он доставляет СПГ до перевалки на Камчатке, где груз перегружается на обычные газовозы.
«Нехватка танкеров ледового класса главный тормоз для наращивания экспорта. Когда завод получит остальные суда, построенные на «Звезде», до конца не ясно»
отмечает Белогорьев.
Зимой ситуация осложняется еще и тем, что Северный морской путь закрывается для обычных судов. Работать по нему могут только Arc7, которых в мире ограниченное количество. Эксперты S&P прогнозируют, что зимний экспорт российского СПГ через арктические маршруты будет сдержан именно из‑за флота.
В перспективе к этому добавится еще один фактор страхование. Великобритания объявила о планах в течение 2026 года запретить страхование российских поставок СПГ лондонскими структурами.
Это напоминает историю с нефтью, когда под санкции попали перевозки, застрахованные по западным стандартам.
«Если страховку перестанут выдавать в Лондоне, ее начнут выпускать в других юрисдикциях. Вопрос в том, признают ли такие полисы покупатели. Опыт нефти показывает, что система может адаптироваться, но с газом сложнее. Газовозов меньше, флот более специализированный, риски и ставки выше»
предупреждает Митрахович.
Отказ от британских страховок приведет к росту издержек и дополнительному дефициту доступного фрахта.
Как США вытесняют российский СПГ из Европы
На фоне санкционного давления и внутренних ограничений по флоту в Европе наблюдается активное перераспределение долей.
Евросоюз, декларируя цель снизить зависимость от российского газа, резко увеличил закупки сжиженного топлива из США. Сейчас примерно две трети американского экспорта СПГ идут на европейский рынок. Это рекордные показатели со времени энергетического кризиса 2022 года.
По оценкам аналитиков, около трети снижения российских поставок СПГ за январь–ноябрь связано именно с вытеснением «Ямал СПГ» американским газом из части европейских портов. Остальные две трети падения обеспечили простои «Портовой» и «Криогаз‑Высоцка».
Фактически европейский потребитель не отказался от сжиженного газа как такового, он просто меняет поставщика, платя, по словам ряда экспертов, за «политическую надбавку».
Внутренний спрос как страховка
На фоне рисков по экспорту все чаще звучит тема наращивания внутреннего использования СПГ.
Возможные направления
• газомоторное топливо для городского и речного транспорта
• обеспечение удаленных регионов и островных систем, где строительство трубопроводов экономически невыгодно
• резервные мощности для электростанций и теплоснабжения в зонах с нестабильной инфраструктурой
Если удастся развернуть масштабные программы по переходу транспорта и части коммунальной сферы на СПГ, это даст дополнительную опору для загрузки таких проектов, как «Криогаз‑Высоцк» и ряда малотоннажных производств.
«Внутренний рынок не заменит экспорт, но может снять самые острые вопросы с незагруженностью отдельных мощностей, особенно на Балтике»
считают в экспертном сообществе.
Перспективы и сценарии
Российский СПГ сектор уже вошел в полосу повышенной турбулентности. Дальнейшая траектория будет зависеть от нескольких факторов.
• Жесткость и охват санкций США и ЕС как по самим заводам, так и по перевозчикам и страховым компаниям
• Способность переориентировать потоки в Азию без критического падения доходности
• Темпы ввода ледового флота для арктических проектов
• Готовность внутренних потребителей и государства ускорять программы газификации на СПГ
Отдельной линией идет вопрос долгосрочного спроса в Европе. Формальные запреты на российский СПГ создают нишу для американских и катарских производителей, но делают рынок более уязвимым к ценовым всплескам и инфраструктурным сбоям.
Для России это окно возможностей в части долгосрочных контрактов с азиатскими странами. Однако здесь многое будет зависеть от готовности идти на ценовые уступки и инвестировать в новые маршруты.
Таким образом санкционное давление и политические решения в Европе и США не остановили российский экспорт сжиженного природного газа, но заставили его радикально изменить географию и экономику поставок. Балтийские проекты оказались наиболее уязвимыми. «Портовая» балансирует между задачей обеспечения Калининграда и дальними рейсами в Китай, «Криогаз‑Высоцк» вынужден искать нишу во внутреннем потреблении. Флагман «Ямал СПГ» сохраняет сильные позиции в Европе, но уже готовится к переориентации значительной части объемов в Азию после вступления в силу европейского эмбарго. «Сахалин‑2» остается локальным островком стабильности благодаря интересам Японии и выгодной географии, тогда как «Арктик СПГ 2» упирается в дефицит ледового флота и угрозу новых ограничений со стороны западных страховщиков. На этом фоне становится очевидно, что будущее российского СПГ зависит от двух ключевых факторов. С одной стороны, от способности выстроить устойчивые, менее политизированные цепочки поставок в азиатском направлении. С другой, от готовности развивать внутренний рынок сжиженного газа, чтобы часть производственных мощностей опиралась не только на внешний спрос. В совокупности это определит, останется ли российский СПГ заметным игроком на глобальном рынке или будет вытеснен в нишу, где решения принимают уже не производители, а логистика и санкционная политика.
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости
|