Поэтому сколько будет стоить газ через пять дней, мало кто знает. Но хуже всего в данной ситуации приходится главе «Нафтогаза» Андрею Коболеву — он оказался меж двух огней. С одной стороны, Гройсман угрожает ему увольнением, если компания не снизит цены на газ.
С другой стороны, у Коболева есть зарубежные «боссы», которые требуют соблюдать обещание, данное Международному валютному фонду. В дорожной карте, утвержденной МВФ, повышение тарифов с 1 мая — ключевое условие для новых кредитов.
Кстати, насчет «боссов» – это совсем не шутка. Иначе как объяснить тот факт, что, по сведениям портала 112.ua, от отставки в марте Коболева спасло только коллективное заступничество послов западных государств, которые провели специальную беседу с премьер-министром Гройсманом.
Однако пока Коболев думает, как невинность соблюсти и капитал приобрести, эксперты говорят, что громкие заявления Гройсмана — лишь попытка набрать политические очки.
«МВФ требует выполнения нормативной базы, а Гройсман хочет попытаться сыграть на снижении импортной цены и как-то понравиться избирателям, поскольку собирается идти на парламентские выборы и продолжать политическую карьеру», сказал агентству РИА Новости сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.
«Думаю, МВФ в текущих реалиях может принять логику премьера, но вряд ли откажется от действующей методики расчета тарифа, тем более что она прописана в меморандуме и согласована с фондом. А там четко сказано, что с 1 мая 2019 года тариф повышается, а потом — с 1 января 2020 года. Не должно быть никакого тарифа для населения, только свободное ценообразование”, – подчеркнул эксперт.
На самом деле Гройсман занял очень выгодную позицию — в любом случае он ни в чем не виноват. Либо Коболев повысит цены фактически под личную ответственность, и тогда население будет ненавидеть его, а не премьера.
Либо глава «Нафтогаза» снизит тарифы, но тогда на него ляжет основная вина за прекращение траншей МВФ. В любом случае премьер-министр получает убедительные основания для увольнения Коболева. Однако это тоже будет чисто популистский шаг.
Проблема в том, что финансовое положение компании стабильно ухудшается. По итогам года чистая прибыль упала почти втрое — на 64%, до 13,6 млрд гривен. Долги потребителей перед газовой монополией за прошлый год увеличились почти на 15 млрд гривен.
Это связано прежде всего с резким ростом неплатежей населения за коммунальные услуги. Сейчас задолженность по ЖКХ в стране приближается к 70 миллиардам гривен, хотя еще год назад было порядка 40 млрд.
Конечно, Гройсман все это понимает. И единственный способ снизить тарифы — найти дешевую альтернативу европейскому газу, оплачивать который Украина просто не в состоянии. Именно поэтому в своем недавнем заявлении он отправил Коболева в “кругосветное путешествие”.
“Пусть работают на страну, увеличивают добычу украинского газа, пусть ищут дешевый газ по всему миру, чтобы украинцы получали его дешевле”.
Что касается собственной добычи — Гройсман явно погорячился. В прошлом году на Украине добыли 21 млрд кубометров, а в соответствии с планом правительства к 2020-му должны выйти на уровень 27 млрд. Эксперты уверяют, что это нереально хотя бы в силу естественных геологических процессов.
Теоретически Украина может закупать СПГ, но для этого нужно строить регазификационные терминалы. В нынешней финансовой ситуации страна не может позволить себе такой роскоши. Терминалы есть у Польши, заключившей с американскими компаниями долгосрочный контракт на СПГ в расчете на перепродажу его той же Украине.
Причем сами поляки предпочитают жить на российском трубопроводном газе, который обходится на треть дешевле. А с учетом платы Варшаве за транзит этот вариант для Киева окажется в полтора-два раза дороже.
С поставками СПГ из других стран, например Катара, та же проблема: поскольку регазификационного терминала у Украины нет, придется платить какому-то посреднику. Так что самым дешевым остается нынешний вариант: российский газ по реверсу из Восточной Европы. Но и это существенно дороже прямых поставок.
В общем, требование Гройсмана “найти газ дешевле российского” невыполнимо. Единственной выход из газового тупика — возобновить прямые закупки топлива у России. Этот вопрос будет обсуждаться на трехсторонних переговорах между Россией, Украиной и ЕС в конце мая.
Все громкие заявления Гройсмана, по мнению экспертов, нацелены на хотя бы символическое укрепление позиций Киева перед этими переговорами. Но что будет с тарифами на газ на Украине через пять дней, по-прежнему непонятно.
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости
|