Созданию Восточной нефтехимической компании (ВНХК) была посвящена солидная часть совещания по поводу реализации крупных инвестиционных проектов в Дальневосточном федеральном округе, которое провел в Амурской области президент РФ Владимир Путин. В ходе обсуждения этой животрепещущей темы глава государства выслушал жалобы инициатора проекта – “Роснефти”, сообщает ТАСС.
Глава крупнейшей в России нефтяной компании Игорь Сечин заявил, что график ввода в строй первых очередей самого мощного на востоке страны нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса может быть нарушен. Главная причина в том, что никак не удается договориться с “Газпромом” на предмет газоснабжения объекта и прилегающей к нему инфраструктуры. Хотя в конце прошлого года президент Путин поручил российскому правительству принять меры для снабжения ВНХК природным газом в необходимом объеме.
“Ключевой проблемой для нас остается проблема обеспечения комплекса природным газом в полном объеме и готовность обеспечивать увеличение пропускной способности магистральных газопроводов к необходимому сроку – это второй квартал 2020 года, – посетовал Сечин. – И здесь мы никак не можем получить окончательного решения, несмотря на все поручения, которые в адрес основного производителя газа были даны. Это объем не очень большой – это 2,3 млрд кубометров газа, которые предназначены в основном для электрогенерации. В 2021 году мы должны ввести мощную электростанцию на 550 мегаватт, которая будет обеспечивать комплекс и ближайшие населенные пункты”.
До этого в дискуссии нефтяного и газового гигантов, как говорится, коса нашла на камень. “Газпром” выразил готовность подвести к будущему нефтехимическому комплексу газовые магистрали необходимой мощности, но считает, что газ должна поставлять “Роснефть”. Нефтяная компания придерживается противоположной точки зрения: обеспечивать газом потребителей ВНХК должен “Газпром” в рамках лицензий, получаемых без конкурса.
На совещании глава “Роснефти” еще раз подчеркнул, что газа, добываемого компанией на Дальнем Востоке, в рамках проекта “Сахалин-1”, на новый нефтехимический комплекс не хватит.
“То, что компания производит на Сахалине, мы уже поставляем на объекты энергетики на самом Сахалине и в Дальневосточном регионе, в Хабаровском крае. Даже если мы переориентируем эти объемы на ВНХК, нам это представляемся маловероятным. Придется отключать объекты электрогенерации, которые сейчас обеспечиваются за счет этих объемов газа, – пояснил Сечин. – Но даже при этом действующих производственных мощностей по газу нам не хватит для того, чтобы обеспечить ВНХК. Поэтому большая просьба найти возможность решить это вопрос в соответствии с недавним поручением”.
О прошлогоднем поручении, которое дал президент РФ, напомнил и его помощник Андрей Белоусов. Оно предписывало “принять меры для снабжения ВНХК природным газом со сроком до 1 марта”. Однако поручение до сих пор не исполнено.
“Предлагаю, пользуясь тем, что здесь присутствует руководство и “Газпрома”, и “Роснефти”, все-таки это зафиксировать, – сказал Белоусов. – Тем более что эти 2,3 млрд кубических метров – объем очень большой, и надо зафиксировать конкретный срок и принять соответствующее решение”.
Выслушав все это, президент России выступил против применения административного ресурса для решения проблемы газоснабжения ВНХК. Тем не менее глава государства попросил кабинет министров и свою администрацию разобраться в теме.
“Я прошу правительство, ну и администрацию в части экономического блока, эту работу провести между компаниями и добиться решения. Но нужно ли “Газпрому” давать прямое указание со стороны правительства сделать то или другое?… Я думаю, нецелесообразно, – решил Путин. – “Газпром” все-таки акционерное общество со значительным участием иностранного капитала, так же, как и “Роснефть”. Мы можем и должны влиять на процессы, которые происходят между участниками экономической деятельности, но указаний давать не будем”.
Однако газовая проблема – далеко не единственная, в которую упирается реализация проекта ВНХК. Сечин отметил, что нерешенной также остается задача “финансирования объектов внешней инфраструктуры за счет ассигнований из федерального бюджета”.
“Компания выполнила все свои обязательства в соответствии с дорожной картой, направила все необходимые обоснования. Мы ведем с диалог с Минвостокразвития, считаем, что в отношении каких-то статей расходов мы можем найти компромисс”, – пояснил Сечин.
Говоря о “внешней инфраструктуре”, глава “Роснефти” имеет в виду в том числе продвигаемую компанией идею строительства отдельного морского порта для ВНХК. Идея эта, однако, натолкнулась в нынешнем году на возражения ФГУП “Росморпорт”. Там сочли проект экономически нецелесообразным и рекомендовали “Роснефти” использовать для транспортировки будущей продукции ВНХК действующие гавани – Находку, Восточный и Владивосток.
Ну и конечно, многое в реализации такого масштабного проекта завязано на получении серьезных денежных вливаний. Сечин проинформировал президента, что “Роснефть” получила инвестиционные предложения от американских партнеров, однако компании по-прежнему интереснее сотрудничать с Китаем. Тем более что летом 2016-гов ходе визита Путина в Пекин российская нефтяная компания достигла соглашения, что в ВНХК с 40-процентной долей войдет ChemChina.
“Продолжаем вести работу с иностранными инвесторами. У нас уже подписаны обязывающие документы с рядом китайских инвесторов. По нефтехимической комплексу имеются даже предложения от американских партнеров. Но нам, с точки зрения интегральных подходов, конечно, более интересными представляются предложения, которые мы получаем из Китая”, – подчеркнул глава “Роснефти”.
Напомним, строить ВНХК планируется в три очереди. Первая и вторая – НПЗ мощностью до 12,5 млн тонн нефти и нефтехимический комплекс, перерабатывающий 3,4 млн тонн сырья в год, – должны быть введены в эксплуатацию до 2022 года. Объем инвестиций в эти два производства глава Минэнерго Александр Новак ранее оценил в 796 млрд рублей.
Нефтеперерабатывающий завод будет производить автомобильный бензин, дизельное топливо, керосин и бункеровочное топливо. Возведение нефтехимического комплекса на втором этапе позволит выпускать более 15 марок полиэтиленов и полипропиленов для реализации преимущественно на азиатском рынке.
На третьем этапе реализации проекта предполагается удвоить мощность обоих производств ВНХК к 2028 году. Это может обойтись инвесторам еще примерно в 500 млрд рублей.
Согласно предварительной договоренности с ChemChina, “Роснефть” сохранит за собой контроль в ВНКХ. При этом китайская компания возьмет на себя риски, связанные с финансированием проекта.
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости
|