Текущее руководство Украины готовится с 1 июня инициировать процесс выделения газотранспортной системы из "Нафтогаза".
Однако до сих пор не принято решение по ключевому вопросу: будет ли компания-оператор владеть ГТС, как того требует европейское законодательство? Политические споры могут затянуть привлечение в ГТС иностранного инвестора, на которого в "Нафтогазе" рассчитывают в надежде остановить проект Nord Stream-2.
Секретариат Энергетического сообщества (СЭС) условно одобрил план реструктуризации "Нафтогаза". Теперь план должен одобрить кабинет министров Украины с тем, чтобы его реализация началась с 1 июня, сообщил "Нафтогаз". "Ъ" ознакомился с оценкой СЭС этого плана. Как выяснилось, ключевой вопрос, кому будет принадлежать украинская ГТС, завладеть которой многие годы надеялся "Газпром", по-прежнему не решен. Сейчас ГТС принадлежит украинскому государству и не подлежит приватизации, этим имуществом управляет "Укртрансгаз" (дочерняя структура "Нафтогаза"). Между тем, как отмечает СЭС, по европейскому законодательству, которому собирается следовать Украина и в духе которого в прошлом году был изменен закон "О рынке газа", владеть ГТС должна компания-оператор.
"Нафтогаз" предложил создать госкомпанию "Магистральные газопроводы Украины" и внести ГТС в ее капитал в качестве вклада государства, что позволит не рассматривать это как приватизацию. Однако в будущем "Нафтогаз" предлагает продать долю в компании-операторе иностранному инвестору. По мнению СЭС, последнюю сделку также можно будет не считать приватизацией на том основании, что контроль над оператором все равно останется за государством. Но СЭС признает, что для такой схемы потребуется внести поправки в украинские законы "О приватизации" и "Об управлении госсобственностью".
Минэнерго Украины предлагает другую схему, при которой ГТС остается в собственности государства, а компания-оператор будет управлять ею на основе концессионного соглашения. СЭС отмечает, что концессионное законодательство Украины не позволяет обеспечить компании-оператору достаточную степень коммерческой свободы и независимого управления, и поэтому здесь также потребуется внесение поправок. Поэтому СЭС полагает, что, если изменение законодательства неизбежно, предложение "Нафтогаза" является более предпочтительным. "С коммерческой точки зрения схема "Нафтогаза" выглядит более привлекательной для возможных иностранных инвесторов, но, видимо, Минэнерго предвидит тяжелые политические споры по этому вопросу, обвинения в незаконной приватизации ГТС и т. д.",— отмечает Виталий Крюков из Small Letters.
По мнению СЭС, лучше создать новую компанию-оператора, нежели передавать эти функции существующему "Укртрансгазу". СЭС также полагает, что вопрос о том, будут ли подземные хранилища газа (одни из крупнейших в Европе) переданы компании--оператору ГТС или выделены в отдельную структуру (как предлагает "Нафтогаз"), не должен тормозить выделение ГТС само по себе. СЭС признал также, что полное выделение ГТС и передача компании-оператору функций по транзиту газа станут возможны только после того, как Стокгольмский арбитраж вынесет решения по спорам между "Нафтогазом" и "Газпромом" (вердикт ожидается в начале 2017 года). В противном случае "Газпром" сможет оспорить эти действия: контракт на транзит российского газа до 2019 года заключен с "Нафтогазом", а в случае передачи ГТС или акций "Укртрансгаза" кому-то еще украинская компания лишится активов для выполнения обязательств по этому контракту.
Хотя украинское правительство еще весной 2014 года объявило о намерении привлечь в ГТС иностранных акционеров из США и ЕС и даже одобрило соответствующий закон, в практическом плане за два года дело не сдвинулось с места. А сейчас речь идет даже не о привлечении средств для обновления одряхлевшей системы, а о сохранении ГТС как таковой. "Газпром", в отличие от Украины, сумел договориться с ведущими европейскими газовыми компаниями о строительстве газопровода Nord Stream-2, который в случае запуска приведет, по словам главы "Нафтогаза" Андрея Коболева, к закрытию украинского транзитного маршрута "полностью или частично". Господин Коболев неоднократно подчеркивал, что привлечение иностранного партнера нужно для сохранения транзита газа через Украину, поскольку такой партнер, "возможно, сможет повлиять на строительство Nord Stream-2". Поскольку западноевропейские компании уже стали участниками Nord Stream-2, Украина может рассчитывать только на возможное участие американских компаний, полагает Виталий Крюков, однако Exxon и Chevron в последние два года сворачивали свою работу в стране.
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости
|