Украина планирует продать долю в своей газотранспортной системе (ГТС) иностранным инвесторам. Об этом пишет украинская газета «Зеркало недели».
По сведениям издания, Национальная акционерная компания «Нафтогаз Украины» до июля намерена завершить переговоры с желающими приобрести «Магистральные газопроводы Украины». Этот оператор газопроводов вскоре будет выделен из НАК в рамках затеянной демонополизации газовой отрасли. Наиболее вероятным кандидатом на приобретение доли в операторе украинской ГТС названа итальянская компания Snam.
В принципе это по ее профилю. Snam как раз является оператором ГТС в Италии, владеет несколькими газохранилищами. Крупнейшим акционером компании (около 30%) является инвестиционный холдинг CDP Reti S.p.A, подконтрольный банку Cassa DEPOSITI е Prestiti. Контрольный пакет банка, в свою очередь, принадлежит Министерству экономики и финансов Италии.
Разумеется, интерес к «Магистральным газопроводам Украины» проявляют инвесторы из Словакии — следующей страны в цепочке транзита российского газа в Европу. Однако конкретных словацких кандидатов на покупку актива СМИ пока назвать не могут.
Заинтересованность же итальянской Snam имеет вполне предметные очертания. Она уже заявила намерение инвестировать в ГТС Украины 2 млрд долларов и, что самое главное, обеспечить ее загрузку после 2019 года, в конце которого истечет транзитный контракт Киева с «Газпромом».
Какую часть трубы итальянцы приобретут за такие деньги, непонятно. В 2013 году Украина объявляла, что стоимость всей ее ГТС, по оценке консультантов из Baker Tilly Ukraine, составляет 20-26 млрд долларов. Россия тогда же, по неофициальным данным, оценила газотранспортную систему соседей в 15-17 млрд долларов. На всякий случай добавим, что по украинским законам иностранцам может быть продано до 49% компании-оператора ГТС.
Snam: посредник или троянский конь?
Впрочем, детали возможной сделки пока несущественны — куда важнее, состоится ли она вообще. Ведь твердость намерений той же Snam зависит от перспектив продления транзитного газового контракта между Россией и Украиной на период после 2019 года. Если «Газпром» окончательно откажется от украинского транзита, получится, что итальянцы приобрели бесполезный актив.
Некоторые эксперты полагают, что Италия затем и нужна в качестве инвестора, что имеет больше влияния на «Газпром», чем, скажем, Словакия. Руководство Snam наверняка попытается уговорить российский концерн продлить договор с Украиной, да не пересохнет ее труба.
«Под угрозой потери львиной доли транзитного газа из РФ Украина пытается продать трубу европейским партнерам, с расчетом, что они убедят «Газпром» продавать газ на украино-российской границе», — считает, в частности, сопредседатель украинского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.
Свое мнение эксперт высказал в интервью Газете.ru. При этом он подчеркнул, что интерес Snam к ГТС Украины пока существует лишь на уровне слухов.
Украинская труба в обозримом будущем получит мощных конкурентов на европейском направлении — «Северный поток — 2» и «Турецкий поток». Первый из этих газопроводов — трансбалтийский — сможет прокачивать в Европу 55 млрд кубометров в год, второй, трансчерноморский, 15,75 млрд. Через всю ГТС Украины в 2016 году Россия отправила западным клиентам 82,2 млрд кубометров газа (хотя рассчитана она на большее).
Марунич полагает, что если загрузка украинской трубы с 2020 года будет на уровне 10 млрд кубометров в год, то ее половина (точнее 49%) не стоит 2 млрд долларов. По мнению эксперта, реализация сценария с продажей «Магистральных газопроводов Украины» компании Snam «полностью зависит от позиции Москвы».
Станет ли Италия помогать Киеву в наведении мостов с «Газпромом» — большой вопрос. Есть факты, свидетельствующие против такого поворота событий. Snam в начале нынешнего года поддержала инициативу «Газпрома» поучаствовать в Трансадриатическом трубопроводе (TAP), который будет предназначен для поставки в Европу азербайджанского газа. Кроме того, итальянский концерн Eni и «Газпром» недавно подписали меморандум о взаимопонимании в области развития южного коридора поставок российского газа в Европу. А этот документ подразумевает отказ российской стороны от транспортировки топлива в Южную Европу через Украину, Румынию и Болгарию после ввода в строй «Турецкого потока».
Вот поэтому авторы статьи в «Зеркале недели» опасаются, что Snam может оказаться для Украины троянским конем. Уж больно тесно итальянская газотранспортная компания связана с «Газпромом».
Украинский эксперт в сфере энергетики бывший пресс-секретарь «Нафтогаза» Валентин Землянский справедливо отметил, что через Турцию газовый маршрут из РФ в Италию короче, чем через Украину. Следовательно, транзитные расходы меньше, и у итальянцев есть возможность добиться от «Газпрома» более низкой конечной цены. По мнению Землянского, Италия гораздо больше заинтересована в реализации «Турецкого потока», чем в покупке доли в пересыхающей украинской трубе.
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости
|