Еврогазовая арифметика: политики обещают тепло, а в хранилищах пусто
Несмотря на все заявления о «независимости» и «энергоэффективном будущем», Евросоюз начинает середину лета с тревожными цифрами. Подземные хранилища газа (ПХГ), обеспечивающие безопасность на случай морозов, на сегодняшний день заполнены лишь на 60,9% и это на четверть меньше прошлогоднего уровня.
Это вызывает серьёзные опасения не только у трейдеров и поставщиков, но и у самих европейских бюрократов, которые, тем не менее, продолжают выстраивать политику отрицания, делая вид, что газа из России просто не существует.
Закачка до зимы, ещё 60 миллиардов кубов - но откуда?
Чтобы не допустить рисков дефицита в отопительный сезон 2025/26, Евросоюзу нужно дооснастить хранилища ещё почти на 61 млрд кубометров. Это на 50% больше, чем закачивалось на летнем цикле в прошлом году. Однако сделать это теперь куда сложнее:
- закрыт транзит через Украину;
- нет прямых поставок по «Северному потоку»;
- азиатский спрос на СПГ вновь растёт и втягивает на себя основные объёмы;
- ценовое давление на рынке превышает средние зимние показатели.
Единственный источник, который всегда обеспечивал стабильность - российский трубопроводный газ, — искусственно исключён из баланса.
«Хранилища ЕС никогда не являлись реальным поставщиком, они - запасник. Основной поставщик был у них всего один, и от него они почему-то решили отказаться в пик геополитических перемен», - отмечает российский аналитик Игорь Юшков.
Европа меняет правила - но не признаёт ошибки
Сознавая, что прежние цели не достижимы, Брюссель гибко «поправил» сам себя: теперь обязательство по достижению 90% заполненности хранилищ больше не обязательно к 1 ноября — его можно растянуть до декабря. Кроме того:
- Разрешено отклоняться от плана ещё на 10%, если «рынок тяжёлый».
- Еврокомиссия может добавить послабление ещё на 5%.
- Но главное — принят новый механизм контроля, в котором операторы обязаны раскрывать долю газа из России, находящегося в ПХГ под видом «общего импорта».
Тем самым даже в самих законодательных рамках ЕС отражён тот факт, что российский газ — присутствует, причём достаточно широко, чтобы его начали маркировать.
Топливо заблокировано официально, но течёт неофициально
Хотя все ключевые коммуникации с российскими поставщиками разорваны, поток энергоносителей из РФ продолжается:
- через Турцию — по «Турецкому потоку» части газа поступают в Сербию, Венгрию, а после — по линии в Центральную Европу;
- через СПГ-контракты — часть поставок из России, перезакупленных азиатскими трейдерами, оседает на европейских терминалах;
- через обменные схемы — компании просто избегают формальной маркировки, запуская газ по круговой логике логистики.
«Отказались от труб — начали ввозить по морю. Только платить приходится вдвое дороже», — констатируют эксперты.
Формально Брюссель борется с «энергозависимостью» от Москвы. По факту — Европа покупает то же самое топливо, но через другие компании и маршруты.
Хранилища лукавства: газ есть, но говорить об этом не принято
Решение обязать операторов раскрывать долю российского газа — вынужденный шаг, ведь иначе политику «метафизической замены» уже не скрыть. Пока европейские чиновники уверяют граждан в «победе энергонезависимости», в доках работают те же суда, на терминалах идёт разгрузка тех же партий.
«Энергетическая политика ЕС напоминает жену, которая сжигает кухню, чтобы доказать, что готовить больше не у бывшего», — подмечают иронично западные энергетические форумчане.
Цены растут — бюджеты трещат
На фоне подрыва прежних связей и роста спекулятивной нагрузки, летние цены на газ достигли зимних пиков трёхлетней давности. Для промышленности — это жёсткий удар. Особенно для стран Восточной Европы, которые получали стабильные объёмы газа по реальной цене, а теперь вынуждены закупать энергоресурс за валюту через биржи и посредников.
«Выходит, что Европы не устраивает дешевый газ из России напрямую, но устраивают те же самые объёмы от перекупщиков, только на 40% дороже», - саркастично комментирует эксперт Максим Худалов.
Проблема возвращения, признание фактов или крах стратегии?
ЕС может и дальше делать вид, что идёт по курсу. Но реальность — проще. Физика трубопровода не меняется из-за лозунгов. Газ приходит по привычным маршрутам, просто скрытым под слоями санкционных сопроводительных бумаг.
Отказ от российского топлива не сделал Европу свободной. Он сделал её зависимой от маркетинга, уязвимой перед спекулянтами и менее конкурентоспособной.
Таким образом, Европа входит в очередной отопительный сезон не с энергобезопасностью, а с бумажной декларацией, пытаясь выдать политическое упрямство за экономическое решение. В то время как хранилища заполняются едва на две трети от нужного объёма, европейцы продолжают тратить миллиарды на приобретение того же ресурса, который они раньше получали от России — но теперь делают это через третьи руки. Каждая тонна этого топлива дороже, каждая закачка — рискованнее. И всё ради того, чтобы не признать очевидное: энергетическая политика не про идеологию, а про надёжность. И сколько бы ни говорили в Брюсселе о «новом курсе», пока зимняя температура ниже нуля, единственный курс для газа — по направлению к потребителю. Включая российский.
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости
|