Восточное Средиземноморье буквально за десятилетие превратилось из “пустого моря” в один из самых многообещающих регионов мировой нефтегазовой отрасли. Бассейн Леванта содержит несколько огромных месторождений углеводородов, которые уже принесли экономическое сотрудничество и мир между политическими соперниками в этом нестабильном регионе.
“Расцвет” Восточного Средиземноморья определяется не только размером углеводородных ресурсов, но также частично существующей инфраструктурой и близостью к потребителям, включая экспортные рынки. Израиль был страной с ограниченными ресурсами, у которой не было доступа к нефти и газу своих арабских соседей. Следовательно, углеводороды нужно было завозить издалека. Открытие месторождений “Тамар” и “Левиафан” изменило это.
Укрепилась не только позиция Израиля в области энергетической безопасности. Изменился геополитический ландшафт из-за расширения сотрудничества с Египтом и Иорданией. В частности, экспортное соглашение Тель-Авива с Каиром предусматривает экономическое партнерство на несколько десятилетий.
Согласно предыдущему контракту, египетская Dolphinus Holdings за 15 лет импортирует 85 млрд кубометров газа на сумму 19,5 млрд долларов. Газ поступит с израильских месторождений “Левиафан” и “Тамар” через трубопровод EMG.
И вот теперь Chevron собирается инвестировать 235 млн долларов в развитие инфраструктуры. В результате операторы газовых месторождений смогут ежегодно экспортировать в Египет дополнительно 7 млрд кубометров. Кстати, американская корпорация в прошлом году уже купила за 5 млрд долларов Noble Energy,которая контролирует “Левиафан”.
Дополнительный импорт укрепит позиции Египта как энергетического центра и значительно повысит его энергетическую безопасность. Хотя арабская страна владеет крупнейшим в Средиземноморье газовым месторождением “Зохр”, ее растущее население требует все больших объемов “голубого топлива” для поддержания экономического развития.
Два египетских завода по экспорту СПГ – в Идку и Дамиетте – простаивали в течение многих лет. Газ, предназначавшийся ранее для зарубежных поставок, был перенаправлен на внутренний рынок. “Зохр” и импорт из Израиля изменят ситуацию.
Эти СПГ-терминалы имеют общую мощность 12,1 млн тонн в год, что в сумме составляет 16,4 млрд кубометров после регазификации. Итальянская Eni, которая эксплуатирует египетского газовое месторождение, уже заключила соглашение с Naturgy и египетским правительством о перезапуске завода в Дамиетте в I квартале этого года.
Побочным эффектом расширения израильско-греческого сотрудничества стало недавнее соглашение об обороне на 1,7 млрд долларов на 20 лет . Но кроме того, открытие газовых месторождений в кипрских водах улучшило экономическое обоснование для многомиллиардного подводного газопровода в Грецию и далее в ЕС. Тель-Авив и Каир согласовали окончательное инвестиционное решение по EastMed, который будет достроен к 2025 году.
Открытие крупных газовых ресурсов стимулировало официальное оформление сотрудничества в регионе. Газовый форум EastMed в Каире является примером регионального многостороннего партнерства, когда арабские страны вместе с Израилем и европейскими странами, такими как Греция, Италия и Кипр, обсуждают темы энергетики. Поэтому стоит ожидать серьезного расширения сотрудничества между странами-производителями и странами-потребителями газа в Средиземноморье.
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости
|