Газпром утвердил дивиденды вышло побогаче
«Кругом суббота, а у нас четверг» – похоже, такое правило взяли за основу акционеры корпоративного сектора. Кризис мировой, и не только в России. Но касается он в основном плебеев. Аристократы времен дикого развитого капитализма чувствуют себя сухо и комфортно. ВВП России в 2015 году снизился на 3,9%, цены на нефть снизились вполовину, а вслед за ними и цены на газ. Реальные располагаемые доходы населения также снизились в 2015 году на 4%, промпроизводство – на 3,4%, оборот розничной торговли в сопоставимых ценах в 2015 году упал на 10%. Но не все падало и снижалось. Например, количество безработных в 2015 году по сравнению с 2014 годом выросло на 7,4%.
Росла не только безработица. Как сообщает финансовый отчет Газпрома, чистая прибыль этого акционерного общества выросла в 5 (пять) раз. Невзирая на падение цен на углеводороды. Откуда взялись эти «пять раз»? Понять эту высшую арифметику сложно. Похоже, использовали методологию известного по советскому кинематографу финансиста Попандопуло, который при дележе награбленного рассматривал добычу, переворачивая бинокль: «я себя не обделил?»
Чистая выручка Газпрома от продажи газа в Европу и другие страны по сравнению с 2014 годом увеличилась на 24%. Главным образом за счет увеличения реализованных объемов газа в натуральном выражении на 16% и росте на 12% средних расчетных цен, выраженных в рублях. Общая выручка от продаж по сравнению с 2014 годом выросла на 9%, благодаря некоторому росту экспорта. Чистая выручка от продажи газа в страны СНГ увеличилась на 4%. Но ведь не в разы! И даже попытка объяснить рост доходов корпораций «плавающим курсом» никак не выдерживает критики. Даже если учесть максимальную амплитуду курса – от 34 рублей за доллар в середине 2014 года и скачки до 80 руб./долл. в конце года. Максимальный курс держался недолго и откатывался до примерно 50 руб./долл. В любом случае пятикратного роста не наблюдалось.
А вот в России объемы продаж газа в натуральном выражении снизились на 5%, и чистая выручка также снизилась, но на 2%. Зато операционные расходы по сравнению с 2014 годом увеличились на 18%...
***
Ладно, есть и положительные моменты. Будем их так называть в условиях такого странного капитализма. В апреле этого года глава правительства Д. Медведев объявил о подписании распоряжения, поднимающего планку выплаты дивидендов госкомпаниями за 2015 год. За счет этого правительство рассчитывало получить в бюджет 100 млрд рублей. И Д. Медведев даже топнул ногой: вне зависимости от того, как будет рассчитываться чистая прибыль – по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) или по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ), при начислении дивидендов руководствоваться тем, что эта сумма не должна быть меньше, чем 50% большей из двух величин. Но в то же время такое жесткое условие правительства сразу размягчилось: корпорациям позволено руководствоваться принципом направления на дивиденды чистой прибыли, «не распределенной на финансирование инвестпроектов и другие цели».
Это вполне соответствует гениальной идее Улюкаева о том, что нужно заморозить доходы населения, а корпорации почему-то должны принять решение о направлении на инвестирование появившуюся дополнительную прибыль. О таком фантастическом предположении Минэкономразвития уже говорилось на страницах «Советской России»: «снижение доходов населения будет сопровождаться ускоряющимся ростом инвестиций, главным источником которых будут корпоративные прибыли». Оказывается, это предположение уже становится практикой. Но не в деле инвестирования, а в распределении прибылей. А если корпорации не увеличат инвестиции – ну что ж… Улюкаев может даже извиниться. Туман нагонять научились, а дело свое делают.
И действительно, при росте корпоративной прибыли в 2015 году и в первом квартале этого года рост инвестиций не наблюдался. Наоборот – инвестиции сокращаются! При этом планируемое «ограничение роста» номинальных затрат, что фактически означает падение реальных доходов, только усугубит ситуацию.
Похоже, экономический блок правительства делает ставку на привлечение внешних инвесторов, чему должен способствовать переход на МСФО, и на получение государственных инвестиций из казны и Фонда национального благосостояния, который не должен жалеть средств на системообразующие проекты.
Разница между МФСО и РСБУ не только в подходах и методологии, но и в результатах для акционеров и населения страны в целом. В частности, при расчете прибыли и дивидендов по РСБУ дивиденды по итогам 2015 года составляют 7,4 рубля на одну акцию Газпрома, по МФСО – 16,62 рубля. Лишь слухи о росте доходности акций Газпрома позволили им сначала вырасти на 2,3% утром 19 мая, а затем, также на основании слухов, к полудню на Московской бирже акции снизились на 0,1%... А как могут слухи реально влиять на работу предприятий в российской экономике, потребляющих этот газ, на рацион питания и условия жизни газовиков в Сибири и членов их семей, на железо, из которого сделаны газопроводы? Никак не должны влиять. Но жесткая интеграция российской экономики в мировую финансовую систему, в том числе переход на международные стандарты на правах зависимого субъекта, все сильнее вовлекает российскую реальную экономику в виртуальную мировую. Да, все эти МФСО предоставляют информацию иностранным инвесторам и акционерам о состоянии той или иной корпорации в нужном для них разрезе и в то же время расширяют возможности манипулирования ценными бумагами на международных фондовых биржах.
***
В случае с выплатами дивидендов акционерам Газпрома в условиях существующей экономической модели проявляются противоречия этой модели. При расчете с целью получения максимальных поступлений в бюджет государства значительная часть средств уйдет в частные карманы. И дело не в том, что кто-то заглядывает в чужой карман. Дело в том, что этот «карман» создавал весь советский народ, а теперь кто-то оказался «эффективным собственником» с выросшим в пять раз «эффектом» во время кризиса. По данным на четверг, 19 мая, совет директоров Газпрома на своем заседании утвердил рекомендацию годовому собранию выплатить по итогам 2015 года дивиденды в размере 7,89 рубля на акцию, что больше, чем предлагало правление, – 7,4 рубля. В случае принятия такого решения общий размер дивидендов составит 186,784 млрд рублей. На долю государства придется 93,429 млрд рублей. Это меньше, чем хотело правительство, – 16,62 рубля на акцию по МФСО.
В этом случае более 93 млрд рублей уйдет частным собственникам, большинству из которых даже не нужно знать, где этот газ добывается, как он пахнет и где проложены трубы. И в этой ситуации руководство Газпрома предпочитает выплачивать меньшие дивиденды даже себе, лишь бы и государству досталось меньше. И как распорядиться оставшимися средствами среди себя любимых – этому учить асов финансовых комбинаций не нужно. Одни только «операционные расходы» вполне могут вырасти в несколько раз. В руководстве компании утверждают, что им нужны средства для тех самых «инвестиций». То, что шансы на увеличение инвестиций минимальны, говорит и информация от источников в отрасли о ходе реализации флагманского проекта Газпрома – газопровода «Сила Сибири», строящегося для обеспечения экспорта газа в Китай. Расходы на его реализацию, осуществляемую уже два года, оказались намного ниже запланированных. А поставки по этому газопроводу начнутся не в 2019-м, а в 2021 году. Но, такой сдвиг предусмотрен контрактом. Зато вполне выгоден акционерам.
Нужны ли такие акционеры, съедающие по 93 млрд прибыли? Этот вопрос не может быть решен в отдельно взятом случае. Решение подобных задач лежит в плоскости корректировки фундаментальных основ общественного строя государства. А к решению таких задач нужно все же подходить очень аккуратно, взвешенно и без эмоций.
А. ЛИННИК
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости
|