Арктический континентальный шельф — один из наименее исследованных геологических бассейнов, но при этом уже сейчас совершенно очевидно, что у него есть громадный нефтегазовый потенциал. Как говорится в статье, размещенной на информресурсе Rigzone, его ресурсы сопоставимы с запасами Западносибирского бассейна.
Интерес к региону в последние несколько лет заметно повысился, однако сейчас немного спал из-за ценовой катастрофы. Трудности, явившиесярезультатом недостаточности геологических исследований, отсутствия инфраструктуры, суровых климатических условий и урезания инвестиций, еще долго останутся сдерживающим фактором.
Норвегия
Норвежский сектор Баренцева моря содержит 45% потенциальных запасов страны, что составляет около 6 млрд баррелей нефтяного эквивалента. Геологические исследования в этом регионе начались в 1970-х, их результатом стало открытие месторождений Johan Castberg, Ghota and Wisting и Alta, чьи совокупные запасы составляют 1 млрд баррелей.
Важный аспект норвежской политики в отношении арктического континентального шельфа – либеральные условия лицензирования для иностранных компаний. Statoil продолжает доминировать в этом регионе, но в последних раундах лицензирования несколько блоков приобрели ЛУКОЙЛ, «Роснефть», Wintershall, E.ON и Lundin Petroleum.
Россия
Россия владеет половиной арктических углеводородных ресурсов, и у нее есть стратегическая цель — развитие Арктики. Она создает стимулы для компаний, такие как нулевой экспортный налог на нефть и газ, добытыена континентальном шельфе. Однако, в отличие от Норвегии, Россия предлагает компаниям только ограниченный доступ.
С 2008 права на шельфовые разработки предоставляют только тем компаниям, которые удовлетворяют двум условиям: пять и более лет опыта оффшорного производства и 50-процентное участие государства в добывающем предприятии. Только «Газпром», «Роснефть» и «Зарубежнефть» соответствуют данным критериям. Любые же другие игроки должны будут создать совместное предприятие с одной из этих компаний. ExxonMobil, Eni и Statoil выбрали этот путь.
«Роснефть»/ExxonMobil обнаружили месторождение «Победа» в Карском море. Но из-за очень короткого бурового сезона скважина не достигла расчетной глубины, так что окончательного подтверждения запасов пока нет. По предварительным данным, эта гигантская область содержит 4 млрд баррелей нефти.
Однако в настоящее время и «Газпром», и «Роснефть» приостановили свою деятельность на большинстве блоков из-за высокой стоимости работ и проблем синвестициями из-за санкций.Эта ситуация может открыть новые возможности для частных российских компаний. ЛУКОЙЛ — самый очевидный бенефициарий, и в настоящее время ведет переговоры с «Газпромом» о создании совместного предприятия в Баренцевом море.
Соединенные Штаты
Арктический шельф США содержит около 30% неразведанныхнефтяных ресурсов страны, или около 27 млрд баррелей нефтяного эквивалента. Американское Министерство внутренних дел провело тендеры на несколько блоков в Море Бофорта и в Чукотском море в 2007-м и 2008 годах. Лицензиарами стали Shell, Statoil, ConocoPhillips, Eni и Repsol.
Но только Shell начала исследования, пробурив в Чукотском море одну скважину в 2012 году и еще одну — в 2015-м. Однако затем корпорация объявила, что приостанавливает все работы на неопределенный срок. Очень высокие затраты на разведку и огромные будущие вложения в развитие месторождений стали основными причинами этого ее решения.
Со своей стороны, американские власти объявили в октябре 2015 года об отмене арктического лицензирования в Море Бофорта и в Чукотском море, два раунда которого были намечены на 2016 и 2017 годы. Так что, по крайней мере, ближайшие 10 лет не стоит ждать новых исследований в водах американской Арктики.
Канада
Канадский континентальный шельф исследован неравномерно. Есть много данных сейсморазведки шельфа в Море Бофорта, но этим все практически и ограничивается. Были обнаружены 26 месторождений, но в текущем ценовом окружении их разработка нерентабельна. Так что активных действий в этом направлении Канада не предпринимает.
Гренландия
Оффшорные бассейны Гренландии остаются почти неисследованными. Было пробурено слишком мало скважин, авбольшей части региона разведка вообще не велась. Пока что известно, что Юго-Западный бассейн Гренландии содержит около 2,3 млрд баррелей неподтвержденных запасов.
Но в ближайшее время никакой особой активности в регионе не предвидится. Statoil прекратила работы на трех лицензионных участках, несмотря на 16 лет исследований. И в ближайшие два года компания никакой разведки здесь вести не собирается.
Что в итоге?
Арктика потенциально содержит колоссальные запасы углеводородов. Более традиционные и менее сложные в разработке бассейны характеризуются падением добычи, более низким качеством сырья и ростом затрат. Страны, владеющие арктическим континентальным шельфом политически стабильны.
Однако, несмотря на значительный потенциал и общую стабильность, будущее развитие арктических месторождений потребует разрешения многих серьезнейших проблем. Первая из них — практически полное отсутствие инфраструктуры.
Дальше всех в решении этой проблемы продвинулась Норвегия. У нее есть завод по сжижению газа в Хаммерфесте и нефтеносная область Goliat, которая является самым северным нефтяным месторождением в мире.
В Западном бассейне Баренцева моря находится большой флот буровых установок. И ожидается, что здесь будет построена обширная газовая инфраструктура, если Норвегия решит разрабатывать эту область.
У США есть Трансаляскинский нефтепровод, но в последнее время он работает едва ли на 30% мощности и дальнейшие его перспективы довольно печальны. Правда, американское правительство планирует построить глубоководный морской порт в городе Нома в Беринговом море.
Российские Кольский полуостров и береговые линии полуострова Ямал сравнительно хорошо развиты. На Ямале строится новый порт Сабетта, который станет частью проекта «Ямал-СПГ». Однако остальная часть арктических территорий испытывает острейший дефицит транспорта и социальной инфраструктуры.
Еще один важнейший фактор – климат. Почти все арктические исследования и разработки ведутся на сезонной основе, и пока что есть только одна постоянная платформа – «Приразломая». Она способна противостоять давлению тяжелых льдов. Однако одна эта платформа обошлась в 2 млрд долларов.
Кроме того, в течение всего года морская логистика требует большого количества ледоколов, которое увеличивает эксплуатационные расходы. В настоящее время только у России есть соответствующий флот. У США в наличии всего два ледокола, и только один из них работает в Арктике.
Норвегия объявила о строительстве своего первого невоенного ледокола, предназначенного для исследований в высоких широтах, и он будет закончен к 2016 году. У Гренландии и Канады вообще нет подходящих судов в данный момент и не будет до 2020 года.
Перспективы арктических разработок углеводородов будут также определяться экологическими рисками. Одна из первоочередных задач – предотвращение разлива нефти и/или последующая очистка арктических вод. Мало того, что будет необходим соответствующий флот, так еще и потребуется одобрение работ от государственных регуляторов и властей.
Таким образом, несмотря на все усилия исследователей, оффшорные арктические недра остаются в основном неразведанными. Суровый климат и тяжелые льды создают уникальные проблемы, которые могут быть преодолены только путем колоссальных капиталовложений. Инфраструктура чрезвычайно локализована, а исследователям приходится перевозить все необходимое оборудование на огромные расстояния.
Все эти проблемы не имеют эффективного решения в краткосрочном периоде, учитывая катастрофически низкие цены на нефть. Так что можно с уверенностью констатировать, что Арктика не станет в ближайшем будущем по-настоящему значимой в глобальном производстве углеводородов. И единственная страна, у которой есть хоть какие-то реальные перспективы в этом регионе — это Россия.
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости
|