Президент России Владимир Путин, общаясь накануне вечером с главами мировых информационных агентств на Петербургском экономическом форуме (ПМЭФ), много рассуждал о проблемах поставок российского газа в дальние страны — об особенностях украинского транзита, о судьбе газопроводов «Северный поток 2» и «Южный поток», а также о перспективах поставок американского СПГ. Приводим наиболее яркие высказывания российского лидера.
Монополия — это плохая история
Украина прекратит попытки шантажировать Россию, когда поймет, что больше не владеет монополией на транзит российского газа. С такой простой мысли начал свое рассуждение об украинском газовом вопросе президент РФ.
«Практика предыдущих лет показала, что монополия — это плохая история. И когда у кого-то в руках есть какая-то монополия, ею тут же начинают злоупотреблять. Если та же Украина начнет понимать, что у нее нет монопольного права на транспортировку российских энергоносителей в Европу, то и шантаж некоторых деятелей в этой стране в отношении этих поставок прекратится. Просто мы перейдем к нормальному деловому сотрудничеству», — заявил Путин.
При этом он подчеркнул, что Россия не отказывается полностью от транзита газа через территорию Украины. Вопрос — в каком объеме.
«Если украинские партнеры предложат нам экономически целесообразный проект сегодня и предложат такой проект, который гарантирует нам и безопасность поставок [газа], и экономическую целесообразность, мы будем работать с Украиной», — отметил Путин.
Более того, РФ не против того, чтобы принять участие в налаживании газотранспортной системы Украины.
«Мы же предлагали это в свое время. <…> Более того, мы даже меморандум подписали. Тогда президент [Украины] Кучма, ваш покорный слуга и канцлер [Германии] Шрёдер — мы предложили создать международный консорциум с участием европейских партнеров. <…> Подписали, а потом все выбросили в помойку», — напомнил Путин.
Как мы могли утопить в море 9 млрд евро?!
Глава государства также дал понять, что в основе проекта газопровода «Северный поток 2» лежит отнюдь не желании России свести к минимуму значимость украинского транзита. Идея этой магистрали появилась ввиду снижения добычи газа в Северной Европе и роста потребности стран региона в топливе.
«Консорциум — международный, кстати, консорциум — обратился с предложением продолжить проект «Северный поток» и построить вторую нитку — «Северный поток 2″», — подчеркнул Путин.
Тем более неправильно думать, что «Северный поток 2» — альтернатива «Южному потоку». Об отказе Европы от трансчерноморского газового маршрута Россия, по словам главы государства, сожалеет до сих пор.
«Конечно, мы сожалеем о том, что нам не дали «Южный поток» реализовать. Но я сегодня наших коллег спросил — а чего же вы раньше не боролись за его осуществление? Те страны, которые заинтересованы — та же Болгария, другие страны. Ну пошли бы в Европарламент, <…> объяснили важность этого проекта для их стран, подискутировали бы открыто. Я не говорю, что нужно было проявлять какую-то агрессию, но объяснить можно было», — посетовал Путин.
К слову, до этого премьер-министр Италии Маттео Ренци, проведший в рамках ПМЭФ переговоры с российским президентом, заявил, что хотел бы продолжить реализацию проекта «Южный поток». Но, коли уж его закрыли, итальянский лидер надеется, что со временем будет найдено другое решение проблемы поставок российских ресурсов в Южную Европу. При этом Ренци отметил, что ответственность за отказ от строительства этой газовой магистрали лежит не на России и не на Италии.
На ком лежит ответственность, хорошо объяснил вечером президент РФ.
«Мы в России исходили из того, что вход на территорию стран Евросоюза с южного направления диверсифицирует поставки энергетического сырья в Европу. Но сначала Европарламент принял решение, согласно которому «Южный поток» объявили не соответствующим интересам Евросоюза. Потом Еврокомиссия направила письмо правительству Болгарии, подтвердив это решение Европарламента и потребовав у болгарского правительства прекратить все подготовительные работы. И болгарское правительство это сделало, все работы были прекращены, — рассказал Путин. — Как мы могли начать укладку трубопроводной системы в море, истратить там 9 млрд евро, утопить этот металл в море, не имея права входа на болгарскую территорию? Конечно, мы всё это осознали и мы прекратили дальнейшую работу. Нам просто не дали этого сделать — мы не отказывались».
Нам не страшен СПГ!
Отвечая на вопрос по поводу перспектив поставок в Европу американского СПГ, российский лидер выразил сомнения в его конкурентоспособности на рынке Старого Света.
«Конечно, можно рассчитывать на сланцевый газ из США. Но вы представляете: надо сначала его там добыть, еще неизвестно как, достаточно тяжело, и себестоимость добычи выше, чем себестоимость добычи у нас в Сибири или на Ямале; потом из него произвести сжижение, транспортировать через океан, регазифицировать и только потом доставить потребителю. Такая веселая история. Будет ли он конкурентоспособен на европейском рынке?» — задал Путин встречный риторический вопрос.
И тут же ответил на него, дав понять, что СПГ из США России не страшен.
«Будет — значит, хорошо. Это только приведет к оживлению экономической жизни, мы этого не боимся», — подытожил глава государства.
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости
|