Польша собирается полностью заменить российский газ поставками из Норвегии или США. Причем, как заявил польский посол в РФ Влодзимеж Марчиняк, речь идет поставках не только СПГ, но и трубопроводного газа.
Речь идет о будущем газопроводе Baltic Pipe, который проляжет из Норвегии в Польшу через Данию. Меморандум о его строительстве Варшава и Копенгаген подписали в июне прошлого года. Предполагается, что проект будет реализован в 2022 году, а его стоимость составит около 1,7 млрд евро.
“Мы стремимся к диверсификации источников, у нас есть добыча в Польше. Импортируем значительную часть пока из России, но направления нашей политики диверсификации публично заявлены, – сказал он. – Мы хотим покупать природный газ из Норвегии через Прибалтику. Это одно из наших направлений. Второе – импорт сжиженного газа, и его можно покупать у разных поставщиков”.
Правда, как оговорился Марчиняк в интервью агентству ТАСС, “вопрос не в том, чтобы отказаться от поставок газа из России, а в том, чтобы от них не зависеть”. Примерно в том же духе чуть раньше высказывался и сам польский президент Анджей Дуда.
“Мы хотим, чтобы Россия конкурировала в этой сфере в отношении цены и качества, чтобы действовала диверсификация”, – пояснил польский президент. Ранее Анджей Дуда уточнял, что именно он хочет услышать от российского газового холдинга: «Мы хотели бы иметь те же условия его доставки, как Германия. Почему мы платим за газ больше, чем Германия?”
Любопытно, что этот вопрос, на самом деле, риторический, президент Польши знает, почему. Германия – самый крупный импортер российского газа в Европе. Обычная практика – продавать сырье или товары торговым партнерам, которые закупают больше, дешевле. И это лишь одно из возможных объяснений.
Германия вообще главный рынок сбыта «голубого топлива» «Газпрома» в Европе. В 2017 году холдинг поставил в ФРГ максимально высокий объем за все время экспорта – 53,4 млрд кубометров газа. Это на 3,6 млрд кубометров (на 7,1%) больше по сравнению с 2016 годом, когда было зафиксировано предыдущее пиковое значение (49,8 млрд кубометров).
Польша же всегда стоит на «острие» противостояния с Россией – то всячески мешает реализации крупных российских инфраструктурных проектов (как, например, с ныне действующим газопроводом «Северный поток-1»), то неустанно судится с «Газпромом» в международных судах, то снова возглавляет фронт противостояния “Северному потоку-2” и т.д.
Поэтому в итоге, когда дело доходит до покупки российского газа, и получает «достойную» цену на сырье, что отчасти позволяет компенсировать российской компании свои издержки, которые она несет благодаря неуемной контрпродуктивной деятельности польской стороны. Поэтому обиды Польши на Россию в этом плане выглядят несколько неуместно и даже глупо.
Польская госкомпания PGNiG импортирует большую часть газа у российского “Газпрома” – примерно 10 млрд кубометров в год. Долгосрочный контракт на поставку топлива с российским газовым холдингом истекает в 2022 году, но в Варшаве неустанно твердят, что если Польша и будут покупать российский газ, то исключительно по краткосрочным контрактам – и по ценам, которые складываются на спотовом европейском рынке.
Это, безусловно, право Польши, но даже сегодня никто не даст гарантии, что завтра на том же спотовом рынке цены вдруг не взлетят вверх по тем или иным причинам. А долгосрочный контракт предполагает стабильные поставки по заранее согласованной формуле цены.
Правда, есть одно предположение, зачем Варшава, яростно борясь с “Северным потоком-2”, намекает, что будет покупать российский газ по правильной с ее точки зрения цене. Не исключено, что это просто шантаж: мол, дайте нам выгодные условия импорта газа, и мы перестанем нападать на проект. А Украина пусть протестует дальше одна.
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости
|