Как считает Возняк, условия польско-российского договора на поставку газа Польше не выгодны, поэтому и нужно проверить, почему на таких условиях был подписан контракт. «Возможно, пришло время», заявил он.
«До сего момента никто толком и не пытался оценить этого, используя критерии, при помощи которых, как правило и оцениваются гораздо менее масштабные для экономики мероприятия», – сказал Возняк.
Польша и польская энергетическая госкомпания PGNiG в частности уже давно портят нервы «Газпрому». Так, в PGNiG заявили, что Еврокомиссия (ЕК) «должна финансово наказать» «Газпром». Компания требует «создать конкурентные условия на рынке газа», поскольку «разочарована» предложениями «Газпрома» по урегулированию антимонопольного дела, длящегося уже пять лет.
Ранее «Газпром» представил ЕК документ по урегулированию антимонопольного дела и даже обязался устранить все контрактные ограничения, препятствующие клиентам в Европе перепродавать российское «голубое топливо» за границу. В Минэнерго РФ сообщили, что ситуацию расценивают так: ЕК устраивают предложения российского газового холдинга.
Пять лет назад, в сентябре 2012 года, ЕК начала расследование в отношении «Газпрома». Тогда под прицелом еврочиновников оказались три случая нарушений конкуренции в Центральной и Восточной Европе. Они касаются рынков прибалтийских стран, Польши, Чехии, Словакии, Венгрии и Болгарии.
Напомним также, что весной текущего года PGNiG конкретизировала требования к «Газпрому» в рамках антимонопольного разбирательства ЕК. Даже с учетом оголтелой русофобии , которую заняла официальная Варшава по отношению к российскому газовому холдингу, эти требования выглядят довольно оскорбительно для российской стороны.
Так, PGNiG настаивает, чтобы “Газпром” продал свои доли в газопроводах Opal и “Ямал-Европа”, а также в подземном газовом хранилища Katharina. Польская компания считает, что владение этими активами позволяет холдингу «связывать инфраструктурные вопросы с торговыми соглашениями, а также сохранять исключительный контроль над путями поставок газа в Центральную и Восточную Европу”.
В целом, PGNiG потребовала от ЕК применить все возможные санкции к «Газпрому» за нарушение норм антимонопольного законодательства Евросоюза. А Вожняк, в свою очередь, заявил тогда: «Нарушения «Газпрома» носят долгосрочный и серьезный характер. Они довели до серьезных диспропорций на рынке газа в Центральной Европе».
Главные обвинения PGNiG в адрес российского газового холдинга — сегментация рынка, завышение цен на газ и их зависимость от контроля над инфраструктурой. Кроме того, компания намерена добиваться, чтобы «Газпром» ввел изменения в процедуру «бери или плати». PGNiG хочет, чтобы максимальный уровень отбора газа по таким контрактам был снижен для клиентов из Центральной и Восточной Европы до 75% от нынешнего.
Пока ЕК все еще изучает ситуацию. Если их комментарии покажут, что предложения «Газпрома» не подходящие, они не будут приняты. В этом случае российской компании придется либо выработать новые, либо смириться со штрафом.
А штраф может составить десятую часть годового оборота компании в Европе, то есть 1-2 млрд долларов. Причем для наложения взыскания ЕК не обязана будет доказывать нарушение антимонопольных правил в суде.
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости
|