В прошлом году США ввели санкции против крупнейшего отечественного производителя легкого коммерческого транспорта (LCV) “Группы ГАЗ”. Целью Вашингтона было обанкротить компанию и отобрать ее долю российского рынка в пользу Ford. Но ничего не вышло.
Проблемы у “Группы ГАЗ”, принадлежащей Олегу Дерипаске, возникли в апреле 2018-го: Белый дом наложил ограничения на активы бизнесмена, якобы причастного к вмешательству в американские выборы.
Основной удар пришелся на крупнейшего производителя алюминия — компанию “Русал”, входящую в холдинг En+. В январе этого года Минфин США и Дерипаска достигли соглашения. Предприниматель снизил долю в En+ до 44,95% и отказался от оперативного управления компанией, после чего санкции сняли. Впрочем, это Вашингтон сделал это охотно, поскольку отсутствие российского алюминия нанесло жестокий удар по американской металлургии.
С “Группой ГАЗ” Дерипаска предлагал поступить так же. Но американцы на это не пошли. Дело в том, что Горьковский завод — стратегический конкурент для Ford. Эта компания хоть и приостановила производство легковых автомобилей в России летом этого года, но продолжает выпускать LCV для нашего рынка.
Аналитики уверены: Ford был и остается главным лоббистом санкций, из-за которых зарубежные партнеры прекратили поставлять комплектующие для “Газелей”. Казалось бы, Ford вытеснил с российского рынка основного конкурента и теперь может наращивать продажи. Но американские планы рухнули.
Российское правительство не могло допустить банкротства ключевого производителя коммерческих автомобилей, одного из главных работодателей Нижнего Новгорода. Для смягчения санкционного удара ГАЗу предоставили серьезную финансовую помощь.
“Мы всегда поддерживаем автопром за счет целевых закупок, госпрограмм поддержки спроса, НИОКР в части импортозамещения. За прошлый год общий объем такой поддержки превысил 20 млрд рублей. Из них на ГАЗ приходится около восьми”, — заявил Денис Мантуров.
В середине октября Минпромторг дополнительно подготовил проект постановления правительства о субсидировании кредитов ГАЗа на 2019-2021 годы общим объемом 8,6 млрд рублей: 3,3 млрд — в этом году и по 2,64 млрд — в последующие.
Эти деньги помогут компании рассчитаться по кредитам, которые пришлось взять, чтобы сохранить производство после введения американских санкций. В пояснительной записке к постановлению сказано, что ГАЗ за счет собственных средств, высвобожденных благодаря господдержке, нарастит инвестиции в перспективные проекты и обеспечит стабильную работу своих предприятий.
Вскоре на Московской бирже откроется новая площадка, которая позволит тем, кто попал под санкции, реализовывать ценные бумаги. “В декабре мы разместим облигации одной из санкционных компаний”, — заявил замминистра финансов Алексей Моисеев.
Можно сказать, что частично Ford все же добился своего: за первые три квартала этого года продажи LCV концерна, по данным “Автостата”, выросли на 14%, в то время как у “Группы ГАЗ” сократились на два процента.
Но в абсолютных показателях картина другая: с января по сентябрь Ford продал 8,7 тыс машин в России, а “Газелей” раскупили в четыре раза больше — 35,2 тыс штук. Если же учесть общее снижение объема продаж в этом году на три процента, то доля ГАЗа выросла с 44,5 до 45%, а Ford — с 9,5 до 11%.
В ближайшее время российская компания будет загружена под завязку, отмечает агентство РИА Новости. До конца текущего года предстоит поставить 789 автомобилей под кареты скорой помощи и более двух тысяч школьных автобусов общей стоимостью десять миллиардов рублей — в рамках госзаказа Минпромторга для регионов. Это позволило предприятию отложить введение четырехдневной рабочей недели, ранее намеченное на конец октября.
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости
|