Нынешнее партнерство – итог более чем двадцатилетней истории. Один из импульсов которому был придан подписанием в 2001 г. президентом России В. В. Путиным и председателем КНР Цзян Цзэминем 16 июля 2001 г. Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. Он явился платформой экономического сотрудничества двух стран, в том числе и в первую очередь – в области энергетики. Однако в Китай в 2010 г. было поставлено 12,5 млн т нефти, т.е. 5,2% от суммарного импорта 239 млн т, газа – 3,1% (0,5 млрд куб. м) от суммарного трубопроводного и сжиженного импорта, угля – около 13 млн т, что составляет порядка 4% от объема его добычи в России и менее 1% от объема потребления в Китае.
К новому этапу стороны подошли с предварительными проработками в области энергетического сотрудничества. Так в 2012 г. китайские власти предложили Газпрому создать совместное предприятие, которое займется строительством подземных газовых хранилищ на территории КНР. В СП китайская сторона предлагала Газпрому в СП 49%, а себе планирует оставить 51%. Необходимость строительства хранилищ обосновывалась тем, что разница в потреблении между зимой и летом составляет порядка 10 раз.
Диверсификация, как средство управления геополитикой
Россия крайне заинтересована участвовать в интеграционных проектах в АТР, особую роль в которых играют Сибирь и Дальний Восток, прежде всего в энергетической и транспортной областях. Она заинтересована в переориентации части потоков нефти и газа с европейского рынка на емкие и динамично развивающиеся азиатско-тихоокеанские рынки. Крупнейшим экономическим игроком АТР, в стратегическом энергетическом партнерстве с которым заинтересована Россия, является Китай, ориентация на который позволяет получать возможности развивать не только отрасли ТЭК, но и социальную и транспортную инфраструктуру в этих регионах.
В свою очередь Китаю, для обеспечения безопасности, надежности энергоснабжения и стабильного развития национальной экономики необходимо расширять импорт нефти и природного газа из России. В данном случае, выходя на запланированные объемы поставок, Россия становится равноправным игроком на китайском энергетическом рынке наравне с другими поставщиками. Это дает возможность Китаю не попасть в зависимость кого-то одного, что особенно важно в условиях рисков, возникающих, к примеру, в Персидском заливе. Поставки энергетических ресурсов из соседних регионов России могут оказаться более экономичными и надежными в сравнении с поставками из других регионов мира.
Такое положение дел в значительной степени способствует минимизации проблем, которые могут возникать во время переориентации китайской экономики на внутреннее потребление. В данном случае решается задача – превращения количества в качество, не допуская перегрева. И китайско-российское сотрудничество предоставляет инструменты для этого – инвестиции излишков средств, которые накопила КНР в экономику России, приобретая взамен то, чего ей не хватает: энергоносители, вооружение, технологии.
Таким образом, Китай предоставляет России шанс получать максимальную экономическую выгоду от партнерства со странами АТР. Но для этого необходимо выстроить четкую программу на краткосрочную и долгосрочную перспективу, в реализации которой должно быть предусмотрено участие энергетических компаний России. В этом случае можно будет уйти от невыгодной продажи энергетических ресурсов в определенный период времени и переориентировать их потоки с одного покупателя на более широкий рынок.
Все это даст возможность не просто один раз изменить геополитику, как это фактически произошло в ходе мартовского визита лидера КНР в Россию. А управлять ей на выгодных для себя и своих партнеров условиях, в конце концов, обеспечивая свою безопасность, в том числе и энергетическую.