Израиль, наконец, сумел справиться со своим «Левифаном». Вчера в Тель-Авиве произошло историческое, без преувеличения, событие: премьер-министр Биньямин Нетаньяху утвердил соглашение с газодобывающими компаниями, которое определяет параметры добычи «голубого топлива» на шельфе.
«Это соглашение необходимо из соображений безопасности, потому что мы не хотим остаться под обстрелом с одной электростанцией, — подчеркнул Нетаньяху, выступая после подписания. — Без этого соглашения невозможно разрабатывать большие месторождения, невозможно эксплуатировать дополнительные установки».
Стоит немного напомнить историю, чтобы понять, насколько это значимое событие для Израиля. Когда в 2010 году неподалеку от берегов Израиля было обнаружено месторождение газа «Левиафан», это показалось переломным моментом в жизни страны. Весь Израиль считал, что новые залежи газа преобразуют экономику и наполнят государственный бюджет на много лет вперед.
Однако после пяти лет неверных решений и политических дрязг ситуация не сдвинулась с мертвой точки. Вместо многих миллиардов экспортных долларов и налоговых поступлений от добычи газа страна получает лишь громкие скандалы между политиками.
«Правительство Израиля совершило все ошибки, какие только могло, — говорит Джил Буфмен, главный экономист Leumi Bank. – Оно так увлеклось планами, что именно можно получить от добычи этого газа, что забыло сделать хоть что-нибудь, чтобы его добыть».
Израильское министерство финансов подсчитывало, что к 2040 году страна может заработать целых 130 млрд долларов налогов и лицензионных платежей. Бюджет страны оздоровился бы, корпоративный сектор Израиля также извлек бы выгоду. Малые и средние компании должны переключиться с угля на газ, понижая энергетические затраты на 10%. А крупные израильские промышленные фирмы станут более эффективными. В целом экономический рост Израиля может достигнуть 3% в год.
Однако страна оказалась плохо подготовленной к такому историческому открытию. Никто не ждал, что Noble Energy и Delek найдут в восточном Средиземноморье так много газа. И для регулирования этого сектора не оказалось нужных юридических механизмов.
В результате политики начали делать себе карьеру на этом месторождении. Они постарались забрать у компаний как можно больше, мотивируя это антимонопольным законодательством. Правительство даже сумело добиться того, чтобы Noble Energy и Delek отказались от всех других активов в регионе, оставив себе только «Левиафан». Но и этого властям показалось мало.
Они продолжили давление на компании, пользуясь антимонопольным комитетом, как рычагом. И вот результат: Noble Energy и Delek не хотят вкладывать в развитие месторождения 6 млрд долларов, пока все условия не будут окончательно и бесповоротно согласованы. Более того, компании угрожают подать в суд на израильские власти, что уж точно не привлечет инвесторов к разработкам газа в Средиземном море. В итоге проект был практически заморожен.
На фоне всего этого обнаружение месторождения «Зухр» у берегов Египта стало для Израиля полной катастрофой. Теперь, скорее всего, Тель-Авив вообще не получит никаких экспортных контрактов, и может рассчитывать разве что на внутренний рынок.
Так, например, Иордания собиралась покупать газ «Левиафана» в течение 15 лет на общую сумму в 15 млрд долларов, но контракт не был подписан, и теперь может быть не подписан никогда. Было заключено предварительное соглашение с британской нефтегазовой компанией BG Group, согласно которому Израиль должен был поставлять газ на СПГ-завод компании в Египте. Но теперь этот договор теряет экономический смысл.
Теоретически, если правительство Израиля смогло бы быстро убрать все регулятивные и антимонопольные препятствия, Noble и Delek еще успели бы начать эксплуатацию «Левиафана» до того, как «Зухр» вступит в строй. Но окно возможностей здесь быстро закрывается. Правда теперь, с подписанием газового соглашения, у Израиля появляется небольшой шанс «вскочить на подножку уходящего поезда».
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости
|