В Казахстане произошёл официальный запуск крупнейшего нефтегазового месторождения Кашаган. Власти заявляют об огромном значении этого события для страны, умалчивая, что львиную долю прибыли получат иностранные инвесторы
В ИСТОРИИ современного Казахстана было мало столь неоднозначных проектов, как Кашаган. Открытие месторождения на шельфе Каспийского моря сопровождалось обещаниями превратить республику в одного из ведущих мировых экспортёров нефти и газа. На полном серьёзе проводились параллели с монархиями Персидского залива: дескать, не за горами то время, когда казахстанцы заживут столь же безбедно.
Значимость Кашагана преувеличивалась с пропагандистскими целями. Действительно, по запасам сырья (почти 40 миллиардов баррелей нефти, из которых четверть — извлекаемые, а также 1 триллион кубометров природного газа) месторождение относится к числу так называемых супергигантских. Однако сложные условия эксплуатации в значительной мере нивелируют рекордные показатели. Это выразилось в многократном увеличении стоимости разработки Кашагана. Если изначально речь шла максимум о 10 миллиардах долларов, то в результате вложения достигли 50 миллиардов. Тем самым Кашаган превратился в один из самых дорогостоящих сырьевых проектов в истории.
Сдача месторождения, первоначально запланированная на 2005 год, много раз переносилась. Три года назад был нако-нец дан старт промышленной добыче сырья. Но продолжалась она недолго. На трубопроводах, по которым сырьё поступало на установку комплексной подготовки нефти и газа «Болашак», были обнаружены утечки. Обследование выявило необходимость их полной замены.
Только после этого состоялся новый запуск. 28 сентября нынешнего года на Кашагане возобновилась добыча нефти, к 1 ноября достигшая коммерческого уровня в 75 тысяч баррелей в сутки. А 7 декабря в городе Атырау (бывший Гурьев) прошла торжественная церемония с участием президента республики. С Кашаганом был установлен телемост, и Нурсултан Назарбаев нажал на символическую кнопку «Пуск». «Запуск Кашагана — это для всей страны большое событие, — заявил он. — В будущем это поднимет благосостояние нашей страны… Начинается работа одного из самых крупных в мире нефтегазовых месторождений, с чем поздравляю всех казахстанцев».
Как сообщило министерство энергетики, в следующем году на Кашагане будет добыто 8,9 миллиона тонн нефти и 5,6 миллиарда кубометров газа. В последующем объёмы ежегодной добычи планируется нарастить соответственно до 13 миллионов тонн и 9 миллиардов кубометров.
То значение, которое придаётся запуску месторождения в официальной пропаганде, легко объяснить. В течение 15 лет Кашаган был в устах чиновников синонимом процветания и экономического прорыва. Важность этого мифа возросла в последнее время, когда Казахстан погрузился в кризис, сопровождающийся падением уровня жизни населения. Однако рисуемая властями картина имеет мало общего с реальностью. Полностью казахстанским нефтегазовое месторождение является только по географическому признаку.
Кашаган разрабатывается международным консорциумом, причём доля участия в нём национальной нефтегазовой компании «КазМунайГаз» составляет только 16,9 процента. Другие участники проекта — корпорации «Эни» (Италия), «Тотал» (Франция), «ЭксонМобил» (США), «Ройял Датч Шелл» (Великобритания–Нидерланды), Китайская национальная нефтегазовая корпорация и «Инпекс» (Япония). По соглашению о разделе продукции, инвесторы должны возместить свои затраты, и лишь затем доля государства в прибыли увеличится до 45 процентов. Согласно самым оптимистическим прогнозам, произойдёт это после 2030 года, но и этот немалый срок может растянуться, поскольку соглашение заключалось, когда цены на углеводороды были значительно выше.
Запуск Кашагана сложно назвать однозначно позитивным событием для страны и по другой причине. Зависимость от экспорта сырья, ставшая дамокловым мечом Казахстана, теперь только закрепится. Доля нефти в экспортных доходах страны уже составляет около 60 процентов. Говоря все последние годы о диверсификации экономики, власти не сделали никаких реальных шагов к её достижению. Даже нефтепереработка, которую могла бы успешно развивать республика, фактически находится в зачаточном состоянии. Все три существующих нефтеперерабатывающих завода были построены ещё в советское время. В итоге доля производства нефтепродуктов в ВВП составляет всего 1,2 процента, в то время как добыча и экспорт сырой нефти — почти 20 процентов. Без решения этих проблем Казахстан не сможет стать динамично развивающейся страной даже в случае открытия ещё нескольких месторождений, подобных Кашагану.
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости
|