Износ, музей и Алексей Миллер
Сколько лет украинской газотранспортной системе? Если верить экспертам, то столько, что ей уже давно пора в музей. Ещё в 2012 году глава «Газпрома» Алексей Миллер с изяществом музейного куратора заявил, что «если ГТС – это историческое сокровище, то её место в музее». С тех пор ничего особо не изменилось, разве что состояние «сокровища», по словам Владимира Путина, ухудшилось ещё на 80%.
Фактически, украинская ГТС – это та самая бабушкина реликвия, которую не выкидывают просто потому, что пока работает. Построенная ещё в советское время, она давно не видела капитального ремонта. Как отметил Алексей Гривач из Фонда национальной энергетической безопасности, система «выработала свой ресурс», а транзитные объёмы упали в разы.
Транзит на нуле, а что дальше?
Договор о транзите российского газа через Украину истекает в 2024 году, и, судя по всему, продления не будет. Путин уже чётко дал понять: Россия это переживёт. А вот Украина?
С исчезновением транзита ГТС превратится в «чемодан без ручки», как отметил эксперт Алексей Белогорьев. Украина потеряет свои $1,3 млрд ежегодного дохода, а поддержание системы станет дорогим удовольствием. Придётся перестраивать внутренние потоки газа с запада на восток, тратить больше топлива на поддержание давления в трубах и, возможно, начать оптимизацию системы. То есть разбирать её на металл.
«Если станет очевидно, что транзит не возобновится, значительную часть ГТС можно будет оценивать только по стоимости оставшегося металлолома», – с горькой иронией заключает Белогорьев.
Газовый хаб, новая мечта или утопия?
Но не всё так плохо. В Киеве придумали план, как превратить трубы в золотую жилу. Вместе с Польшей Украина хочет создать Восточно-Европейский газовый хаб. Звучит амбициозно, но эксперты не разделяют оптимизма.
«Для хаба нужны большие объёмы газа и логистический смысл, а ни того, ни другого нет», – отметил аналитик Сергей Кауфман. Европейские страны уже давно обеспечены собственными хранилищами и инфраструктурой. Австрия, Венгрия, Словакия – все они готовы обеспечить свои потребности без привлечения украинских мощностей.
Некоторые эксперты, впрочем, допускают, что хранилища во Львовской области могут представлять интерес для соседей. Правда, не совсем понятно, как именно Киев собирается привлечь инвестиции, если транзит прекращается, а сама ГТС требует многомиллиардных вложений.
ГТС как «законная военная цель»?
Отдельная тема – возможное использование украинской газотранспортной системы в военных условиях. Эксперт Александр Фролов предполагает, что при полном прекращении транзита инфраструктура может стать «законной военной целью». Впрочем, пока это лишь гипотеза, но в условиях текущего конфликта её нельзя полностью исключить.
Таким образом, украинская ГТС, ещё недавно бывшая ключевым элементом европейской энергетической безопасности, медленно, но уверенно катится к своему закату. Без транзита российского газа её экономическая целесообразность стремится к нулю, а техническое состояние оставляет желать лучшего.
Украине придётся выбирать между дорогостоящей модернизацией, разбором на металлолом или попытками найти нового инвестора. Но в условиях, когда спрос на её услуги падает, а конкуренция на газовом рынке только растёт, шансов на спасение этой «реликвии» остаётся не так уж много.
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости
|