Компания «Нафтогаз Украины» наконец-то начала создавать новую структуру – «Оператора газотранспортной системы (ГТС) Украины». Предполагается, что она будет обеспечивать бесперебойную подачу природного газа как украинским, так и европейским потребителям. По крайней мере, об этом говорится в заявлении украинского газового концерна.
В сообщении, которое опубликовано на сайте «Нафтогаза Украины» 29 сентября, отмечается, что украинский газовый холдинг согласовал проведение внутренней реорганизации «Укртрансгаза», чтобы создать в его структуре филиала «Оператор ГТС Украины».
Это уже можно считать практическим шагом к выделению функции оператора газотранспортной системы, сообщил «Нафтогаз», отметив при этом, что секретариат энергосообщества Евросоюза одобрил проект реорганизации предприятия.
На Украине заявляют, что реформа местного рынка «голубого топлива» предусматривает не только создание нового предприятия, но и выведение в отдельное предприятие оператора подземных хранилищ газа (ПХГ).
Однако управление всем пакетом акций предприятий останется за Минэнергоугля Украины, которое еще недавно допустило возможность технической неготовности ГТС к прокачке газа, чтобы успешно пройти нынешний осенне-зимний отопительный сезон.
Между тем многие эксперты указывают, что украинская газотранспортная система (ГТС), которая давным-давно не модернизировалась, оказывается неконкурентоспособной по сравнению с новыми газопроводами Газпрома. В частности, такой же точки зрения придерживается и главам Минэнерго России Александр Новак.
Но модернизация ГТС Украины идет медленными темпами. Некоторые эксперты связывают это в том числе и с высоким уровнем коррупции в энергетической сфере Украины, что ранее косвенно подтвердил глава Минэнергоугля страны Игорь Насалик. Он заявил, что Украина уже в краткосрочной перспективе, возможно, будет не в состоянии обеспечивать транзитные поставки российского газа в европейские страны из-за изношенности ГТС.
Однако некоторые аналитики связывают «энергетические дрязги» внутри Украины с борьбой кланов. Так, например, за главой «Нафтогаза Украины» Игорем Коболевом, которого и обвинил Насалик в саботаже модернизации украинской ГТС, вероятно, стоят крупные западные финансовые институты и компании, которые заинтересованы в том, чтобы почти бесплатно заполучить газотранспортную систему страны, получая половину прибыли от транспортировки газа.
За Насаликом же стоят местный бизнес от «энергетики», который практически открытым текстом говорит, что “схема Коболева” предполагает лишение бюджета Украины половины транзитных денег, которые будут уходить западным “партнерам”. Но в любом случае борьба за ГТС Украины пока только начинается – и она будет разгораться по мере возникновения очередных проблем с реализацией проекта строительства газотранспортной магистрали “Северный поток-2”.
В частности Насалик утверждал, что оператор ГТС Украины “Укртрансгаз” скоро может просто лишиться технической возможности транспортировать российский газ в европейские страны, поскольку «Нафтогаз» резко сократил инвестиции в поддержание ГТС в рабочем состоянии.
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости
|