Транзитное соглашение между Россией и Украиной – это компромисс, ставший возможным потому, что “Газпром” и “Нафтогаз” “сошлись посередине”. Об этом написал в Facebook Исполнительный директор “Нафтогаза Украины” Юрий Витренко.
“Победа или предательство? “Газпром” хотел один год, мы — десять, сошлись посередине. Гарантированные мощности — тоже примерно посередине между тем, что предлагал “Газпром”, и хотели мы. Так что здесь сложный для всех сторон компромисс”, — отметил топ-менеджер.
Россия и Украина также договорились о выплате “Газпромом” 2,9 млрд долларов по уже вынесенным решениям Стокгольмского арбитража и отказе от исков, по которым нет окончательного вердикта. Кроме того, будет заключено мировое соглашение о снятии антимонопольных претензий Украины к “Газпрому” в 7,4 млрд долларов.
Соглашение между “Нафтогазом” и “Оператором ГТС Украины” будет стандартным договором на транспортировку и тарифы, утверждаемые украинским регулятором, пояснил Витренко. Также он объяснил, зачем в качестве посредника между “Газпромом” и “Оператором газотранспортной системы Украины” нужен “Нафтогаз”.
“Дело в том, что “Газпром” не готов работать по стандартному договору и брать на себя все риски украинского законодательства и регулирования, особенно риски изменений в нормативно-правовой базе, которые могут происходить каждый день. “Нафтогаз” более приспособлен к таким рискам, поскольку это национальная компания, акционером которой является украинское правительство”, – рассказал топ-менеджер.
“Этой схемой, которая в протоколе прописана, мы зачистили, обнулили эти взаимные претензии. И на будущее создали механизм, который не позволяет им возникать, — заявил, в свою очередь вице-премьер российского правительства Дмитрий Козак. – Механизм состоит в том, что мы имеем дело не с Украиной, не выясняем ни вопросы регулирования, ни тарифов. Теперь у нас есть компания, которая оказывает нам услугу по доставке российского газа европейским потребителям через Украину, это “Нафтогаз”. Вот все риски, связанные с тарифным, законодательным регулированием и функционированием ГТС Украины — это теперь вопрос взаимодействия компании “Нафтогаз Украины” и государства Украина”.
Кроме того, Витренко сообщил, что соглашение об организации транзита с “Газпромом” будет заключено на пять лет, с определенными объемами, под которые “Нафтогаз” забронирует мощности у оператора газотранспортной системы. “За эти мощности “Газпром” гарантированно должен заплатить “Нафтогазу”, а “Нафтогаз” затем оператору. В соглашении между “Газпромом” и “Нафтогазом” будет заранее определенный тариф. И оно будет заключено по международному праву и с международным арбитражем”, — заявил исполнительный директор украинской компании.
“С “Оператором ГТС Украины” “Газпром” подпишет межоператорское соглашение, а НАК “Нафтогаз Украины” – транспортное соглашение на бронирование мощностей ГТС Украины. “Нафтогаз” выступит компанией-организатором транзита, тем самым принимая на себя риски переходного периода”, — рассказал глава “Газпрома” Алексей Миллер.
“Компания-организатор забронирует транспортные мощности на 5 лет в объеме 225 млрд кубометров, в том числе 65 млрд кубометров на 2020 год, 40 млрд кубометров на 2021 и последующие годы, при условии установления конкурентного тарифа”, — также заявил он.
“Газпром” и “Нафтогаз” также договорились о размере оплаты услуг по организации транзита газа. “Тариф какой-то будет в соответствии с законодательством Украины, которое сегодня соответствуют требованиям европейского законодательства. Будет установлен Украиной, регулятором, до конца года”, — пояснил Дмитрий Козак.
“Но нас сегодня это уже не интересует. Это будет проблема “Нафтогаза”. Мы “Нафтогазу” сказали, сколько мы будем готовы ему компенсировать за оказание этой услуги, но нас тариф не беспокоит. Сколько — я не хочу открывать коммерческую тайну, прежде всего, “Нафтогаза Украины”, — указал вице-премьер.
Кроме того, Миллер сообщил, что “Газпром” и “Нафтогаз” могут рассмотреть возможность поставок газа на Украину с ценообразованием на базе немецкого хаба NCG. А Козак пояснил, что к этому вопросу Россия и Украина договорились вернуться после новогодних праздников.
“Протокол предусматривает возможность такой поставки, в случае если мы разрешим все те проблемы, которые есть, взаимные претензии снимем, если наладим нормальное сотрудничество, если “Нафтогаз Украины” как уполномоченная компания по транзиту газа будет исправно выполнять свои обязательства, а мы обязуемся тоже со своей стороны исправно выполнять свои, то мы договорились в последующем рассмотреть возможность прямых поставок из России на Украину”, — отметил вице-премьер.
Вопрос же по долгу Украины перед РФ по евробондам в 3 млрд долларов с урегулированием по газу никак не связан, сказал Козак: “Это отдельный вопрос. У нас много сложных вопросов, но это все-таки разные долги. Там государственный долг, здесь — долг компаний, коммерческий”.
В интервью программе “Вести в субботу” вице-премьера рассказал, что идея увязать эти два вопроса действительно была, но от нее отказались: “Если мы попытаемся увязать, а такие попытки были, мы тогда не нашли бы развязку. Мы как законопослушные граждане исполним решение суда сейчас Стокгольмского. А там, если будет решение Лондонского суда по поводу суверенного долга, как суд решит, так мы и надеемся, стороны будут исполнять”.
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости
|